Статья посвящена истории и деятельности учреждений образования на территории Тадулинского монастыря в период 1917 – 1922 гг. Рассматриваются особенности устройства советских школ на базе ликвидированных духовных.
В период Российской империи православные монастыри принимали активное участие в организации духовных школ и училищ, выполняя важную образовательную функцию. Перемены, вызванные Февральской революцией, изменили политику государственной власти в сфере образования. Определением Временного правительства от 20 июня 1917 г. почти все церковно-приходские школы, а также учебные заведения, подготавливающие преподавателей для них: второклассные и церковно-учительские школы из введения Святейшего Синода были переданы в ведение Министерства Народного Просвещения. Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» усложнялась сама возможность существования духовных школ. Предпринимались попытки организовать советские учебные заведения на базе монастырей. Изучение опыта организации советской системы образования на местном уровне позволит раскрыть специфику и сложности переходного периода. Цель работы: осветить деятельность образовательных учреждений на территории Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря в 1917–1922 гг.
Источниками послужили материалы Национального исторического архива Беларуси и Государственного архива Витебской области. Использовались общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция) и специально-исторические (историко-генетический, историко-системный) методы.
С 1891 г. при Тадулинском монастыре действовало женское двухклассное училище, которое около 1910 г. было преобразовано в двухклассную женскую с педагогическим курсом школу, а также образцовая церковно-приходская школа. Руководительницей учебного заведения являлась настоятельница монастыря, законоучителем – монастырский священник. Монастырь полностью обеспечивал содержание училища. Среди учительниц школы преобладали представительницы духовного сословия: священнические дочери и монахини. Большинство из них имели большой учительский стаж и хорошее образование [1, с. 111 – 112]. В 1912 г. в школе обучались 21 мальчик и 11 девочек, а в 1917 г. – 33 мальчика и 94 девочки [11 л. 5], [10, л. 27–33].
В сентябре 1917 г. по предписанию Витебского Уездного Отделения Полоцкого Епархиального Училищного Совета Тадулинская двухклассная школа была передана в ведомство Министерства Народного Просвещения [8, л. 62 об.; 9, л. 3]. Заведующий школой получил указание передать школьные здания во временное пользование земства с условием обязательного ремонта за счет земства, а также проверить наличие описей и каталогов школьного имущества для передачи школы [8, л. 62 об.].
Тем не менее, учебный процесс в Тадулинском монастыре в 1917 г. прерван не был. Строились планы на функционирование духовного училища и далее, за монастырский счет в августе 1918 г. был произведен ремонт. Однако уже 12 сентября 1918 г. постановлением Витебский уездный Совет по народному образованию Тадулинское духовное училище было закрыто, его здание и имущество было передано государству. Монастырь предпринял безуспешную попытку компенсировать расходы на ремонт школьных зданий, обратившись в Вымнянский отдел по народному образованию.
На этой базе 18 октября 1918 г. была открыта Тадулинская трудовая советская школа первой ступени [2, л. 1, 8, 11, 12, 18]. В 1918/19 учебном году там обучалось 111 учеников, работало 6 преподавателей, среди которых были и учителя бывшего женского училища, послушницы монастыря. Планировалось, что при школе будет обучаться приблизительно 250 человек. Этим обосновывалась необходимость расширения площади путем капитального ремонта, так как школа в это время размещалась в трех отдельных ветхих зданиях монастырских построек [7, лл. 16, 58, 85 – 89, 185].Следует отметить, что преподавателями в Тадулинской школе, кроме устроившихся в 1918 г., работали учителя бывшего женского училища. Например, в 1919 г., две послушницы Тадулинского монастыря – Параскева Антонова и Пелагея Листратова – работали инструкторами физического труда [7, л. 16]. Согласно опросному листу «Сведения на школьных работников» за 1920 г., половина учителей (4 из 8) поступили на работу в Тадулинскую школу до 1917 г. [7, л. 185].
С ростом количества школ первой ступени встал вопрос об организации школы второй ступени, которая смогла бы обеспечивать выпускникам продолжение образования. 13 июля 1920 г. на общем собрании членов союза работников просвещения и социалистической культуры было принято решение открыть в Тадулино первый класс школы второй ступени, обучение в котором началось с сентября 1920 г. Функционировать школам приходилось в тяжелых условиях. Не хватало финансовых средств и рабочей силы. В феврале 1920 г., например, школа не имела дров для отопления, поэтому вынуждена была прекратить занятия [4, л.123; 6, л.63].
С 25 августа 1920 г. при монастыре Тадулино открылась школа имени III Интернационала с детским пансионатом, которая была рассчитана на детей Витебского уезда, от 4 до15 лет. В первую очередь принимались дети красноармейцев, а также бесприютные и, при наличии свободных мест, дети «беднейшего населения». В пределах волости на 15 августа этого же года детей вышеперечисленных категорий числилось 2124. Об открытии этой школы было сообщено всем районным Советам. К октябрю 1920 г. сформировалась структура и кадры школьного городка, в состав которого входили школы 1-ой и 2-ой ступеней, детский сад и детский дом. С 1 декабря 1920 г. при Тадулинском детском доме имени III Интернационала была открыта запись на занятия по обучению грамоте взрослых от 15 до 40 лет [5, л. 741, 742, 749, 751; 6, л. 911].
В процессе открытия советских школ у монастыря изымались помещения и оборудование. Например, под размещение школьного городка было постановлено изъять у монастыря два жилых корпуса и дом монастырского священника Пригоровского. Последнего следовало переселить в монастырский сарай. По итогам многочисленных жалоб и проверок специальной комиссией было составлено подробное описание монастырских построек (6 корпусов) с предложением разместить в трех из них 1-е и 2-е отделение Единой трудовой школы второй ступени. В остальных трех (двухэтажный дом, который раньше был училищем с общежитием, дом в центре монастырского двора и дом около озера) предлагалось поместить общежитие для учащихся детского дома [6, л. 764, 789, 784, 787].
Весной 1921 г. в связи с голодом в Поволжье, вызванным продразверсткой и засухой, советским правительством предпринимались мероприятия по эвакуации населения из голодающих районов. В Витебский уезд в 1921 г. было прислано 160 поволжских детей. Осенью 1921 г. в монастырских помещениях был организован детский дом для детей, эвакуированных из голодающего Поволжья. Монахиням было предписано выселиться в фольварок Зайбужье, однако достоверно известно, что часть сестер оставались в это время на территории монастыря и принимали участие в жизни Тадулинского интерната. На 11 января 1922 г. в Тадулинском детском доме числилось 96 детей Поволжья, 8 человек педагогического персонала и 7 человек технического персонала. Так как Уездный Отдел Народного Образования не имел достаточных средств для обеспечения детских домов, условия содержания в этих учреждениях были крайне неудовлетворительными. Не хватало средств личной гигиены, большинство воспитанников было заражено чесоткой и экземой. Для сокращения количества проживающих в интернате по обращению граждан разрешалось детей раздавать по домам, оставить в интернате предполагалось лишь самых маленьких и больных. Крестьяне окрестных деревень активно принимали переселенцев в свои семьи, так что к марту 1922 г. в интернате осталось проживать 25 человек. В середине марта 1922 г. Витунаробраз принял решение произвести слияние Тадулинского детского дома с Лиозненским. Причиной послужило малое количество оставшихся детей, неудобное расположение его территории, которая с нескольких сторон была окружена проточными речками, не имеющими мостов, и отдалена от железной дороги и тракта, что создавало трудности по доставке дров и продуктов. Непригодными, по мнению унаробраза, были и условия проживания. При перемещении детского дома в Лиозно выяснилось, что за время пребывания в Тадулино из 96 человек, поступивших в детдом в январе 1922 г., к марту 81 ребенок был принят на патронирование, трое детей умерло (похоронены на монастырском кладбище), и только 7 человек было передано в Лиозненский детдом [3, л. 68, 147; 5, л. 7, 25, 37, 85,87, 102, 133, 137].
Таким образом, после революционных событий 1917 г. секуляризация системы образования привела к ликвидации школ духовного ведомства. Вместо них в период с октября 1918 г. по декабрь 1920 г. на территории и в зданиях монастыря был организован и действовал Тадулинский школьный городок имени III Интернационала, который включал в себя Трудовые школы 1-ой и 2-ой ступени, детский дом и детский сад. Сестры и послушницы обители принимали участие в жизни советских учреждений образования. С весны 1921 г. в ходе мероприятий по оказанию помощи голодающим Поволжья в помещениях монастыря проживали эвакуированные дети. Материальные и бытовые трудности привели к тому, что в марте 1922 г. Тадулинский дом детей Поволжья был упразднен.
Любовь Василицына
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: