Архивы

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

3, 9, 40 дней после смерти — значение поминовения

Особые дни поминовений усопшего — третий, девятый и сороковой (день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день после смерти, в который обычно совершаются похороны, имеет непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью. Когда св. Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения в третий день, то ангел отвечал ему: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

В девятый день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем, чтоб душа его удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательством девяти ангельских чинов. Св. Макарий Александрийский по откровению ангельскому говорит, что «после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне, сколько я суетилась в том мире. Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной». По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу».

Основываясь на предании апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев оплакивать умерших сорок дней, Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней и особенно в сороковой день. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные Жертвы об усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное. Св. Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные от деления ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения». Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а по сему справедливо заповедует Святая Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем.

Что делать, если во сне является умерший?

Случается, что людям снятся умершие родственники или знакомые. Некоторые видят в этом какие-либо мистические знаки, другие задумываются о значении сна.

Явления во сне умерших людей являются побуждением к более сильной молитве за усопших. Вполне возможно, что в этом проявляется сама потребность человеческой души живого человека. Можно рассматривать это явление как напоминание живому человеку о религиозном долге молитвы за усопших, исполненном любовью к нашим умершим близким.

После того, как приснится умерший человек, православная Церковь советует дома помолиться об упокоении души усопшего. Можно почитать специальный канон об усопших, прочесть акафист за единоумершего, спеть заупокойную литию. Все эти чинопоследования можно найти в православных молитвословах. Если есть возможность, дома можно прочесть псалтирь за усопшего.

Также можно заказать в храме поминовение приснившегося умершего, если он был крещен.

Необходимо помнить

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе —  все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Короткая молитва об усопшем

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Использованные источники: pravoslavie.ru, horist.ru, zavet.ru, volkovysk.by.

 

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день