Лев Криштапович
Орден иезуитов
Четвертая часть четвертой главы (Брестская церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л. Е. Криштаповича «Беларусь как русская святыня»
Бесспорно, что мысль о церковной унии была навязчивой идеей польско-литовских католиков. Но бесспорно и то, что это зло не приобрело бы такого ужасающего характера, если бы не яростная антиправославная деятельность иезуитов. В 1565 году иезуиты проникли в Польшу, а в 1569 году уже появились в Вильно. «Иезуитство, – по замечанию М. Кояловича, – составляет самое логическое, неизбежное развитие латинской системы веры»[1].
И с этим заключением белорусского историка следует согласиться. Ибо латинский принцип наделяет своего верховного владыку – Римского Папу – духовной и светской властью, что абсолютно несовместимо с духом христианского вероучения. «Отсюда правило, выработанное латинством, что цель оправдывает средства, что для святого дела все позволительно. Отсюда же вышло и иезуитство».
Орден иезуитов, специально созданный для противодействия государственному и национальному развитию европейских народов, играл самую отрицательную роль в любых странах. Даже в Польше против иезуитов поднялось грозное волнение. «Сеймы оглашались криками против них. Имя «народной язвы» сделалось обыкновенным названием иезуитов и лучшие люди того времени серьезно советовали польскому правительству выгнать их из литовско-польского государства»[2]. Когда во Франции в 1764 году орден иезуитов был запрещен, то в качестве мотива приводилось указание, что «существование такой корпорации не может быть терпимо в благоустроенном государстве»[3].
Еще менее терпимым, а точнее, просто нетерпимым было существование иезуитов в Беларуси. Если на Западе, в какой-то степени в Польше, иезуиты, заменив собой духовно-рыцарские ордена, хотя и препятствовали социальному и духовному развитию общества, но не затрагивали сущности Западной цивилизации, выражавшейся в грабительской политике «крестовых походов», «натиска на Восток», то в Великом княжестве Литовском иезуиты в еще большей степени способствовали столкновению двух различных цивилизаций – Русско-православной и Западно-латинской. На территории Беларуси иезуиты действовали не столько хитростью и коварством, сколько прямым насилием. «Где было русское братское училище, там редко когда ученики возвращались из училища домой с неповрежденными лицами. На них нападали и били иезуитские школьники, которые не давали житья и никакому иноверцу, так что иноверцы даже объезжали обыкновенно на далекое расстояние иезуитские школы»[4].
Практически между иезуитами и немецкими крестоносцами не было никакой разницы. Религиозная война, которую члены «Общества Иисуса» объявили православному люду, освящалась папским престолом. Это находило свое отражение в устройстве иезуитских заведений. «Коллегии иезуитские не были ни монастырями, ни светскими училищами, а то и другое вместе. Самую низшую степень иезуитства составляли так называемые новиции. Они должны были открывать всю душу своим руководителям и, кроме того, следить друг за другом и доносить обо всем начальству. После надлежащего искуса, новиции поднимались на более высокую ступень, становились схоластиками. Схоластики изучали высшие богословские науки или занимались преподаванием учебных предметов в училищах. Далее следовали коадъюторы, которые были двух родов: или схоластики, которым поручались более важные занятия, проповедничество, преподавание высших предметов, или люди, поступавшие в иезуитский орден без ученого приготовления и занимавшиеся исполнением разного рода поручений. Высшую степень в иезуитском ордене составляли так называемые профессы. Они занимали все важнейшие должности и исполняли самые секретные дела»[5].
Опираясь на мощную поддержку католической церкви, Римского Папы, государственной власти, иезуиты развернули широкое наступление на православие и протестантизм. Первоначально все свои миссионерские усилия они сосредоточили на высшем сословии Великого княжества Литовского с целью отрыва его от некатолических вероисповеданий. В короткое время иезуиты обратили из протестантизма в католичество сыновей Николая Радзивилла Черного, Льва Сапегу, Ивана Ходкевича, Ивана Чарторыйского, Самуила Сунгушко, Януша Заславского. Из православных в католики были обращены Януш Острожский, жена Ивана Ходкевича и другие русские паны.
Значительное содействие иезуитской деятельности в Беларуси оказывал польский король Стефан Баторий, который рассчитывал на дипломатическую помощь иезуитов, в частности, папского посла Антония Поссевина в Ливонской войне с Иоанном Грозным. В 1578 году Виленская иезуитская коллегия была преобразована в Виленскую иезуитскую академию с солидным финансовым обеспечением. Отвоевав Полоцк у Иоанна Грозного, Стефан Баторий в 1581 году возвел также Полоцкую иезуитскую коллегию в степень Иезуитской академии. А в 1582 году польский король передал иезуитам в Полоцкой земле большую часть православных церквей и монастырей. Иезуитские коллегии были основаны в Несвиже, Бресте, Бобруйске, Витебске, Гродно, Минске, Могилеве, Орше и других белорусских городах.
Основная деятельность иезуитов в Беларуси сводилась к денационализации нашего народа, хотя она и прикрывалась якобы высшими государственными и религиозными целями. Это хорошо понимали и чувствовали белорусы. «Иезуиты, поселенные в Полоцкой области в 1582 – 1583 годах, так много наделали зла православным до 1587 года, что в этом году белорусские дворяне требовали на сейме, чтобы они были изгнаны из их областей»[6]. Руководствуясь ложно понятым государственным интересом, польско-литовское правительство делало вид, что не замечает, какое гибельное влияние оказывали иезуиты на все сферы жизни в Речи Посполитой. Особенно распоясались они во время правления Сигизмунда III, который был не столько королем Речи Посполитой, сколько орудием иезуитов в реализации их антиправославных и антирусских замыслов
Обратив в католическую веру большую часть русского высшего сословия, иезуиты приступили к осуществлению своей главной цели – церковной унии, предназначенной для всего «тутейшего» русского народа (белорусов и украинцев). «При непосредственном попечительстве Римского Папы в Риме было открыто униатское училище для юношества восточной церкви и в нем несколько вакансий для православных русинов»[7]. А в это время иезуит Антоний Поссевин хлопотал об устройстве в Вильно типографии для издания книг против православной церкви. Ему в этом принялся с жаром помогать иезуит Петр Скарга. В общем, все самые деятельные католические силы были брошены на уничтожение православной русской веры. Однако эта политика католическо-иезуитского лагеря встретила упорное сопротивление со стороны нового русского института – православных братств, вызванных к жизни всем предшествующим развитием общерусского национального характера.
[1] Коялович М. Лекции по истории Западной России. – М., 1864. – С. 222.
[2] Коялович М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1. – С. 98.
[3] Боклъ Г.Т. История цивилизации в Англии. – СПб., 1896. – С. 350.
[4] Коялович М. Лекции по истории Западной России. -М., 1864. – С. 267.
[5] Коялович М. Чтения по истории Западной России. – СПб., 1884. – С. 186-188.
[6] Коялович М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1. – С. 258.
[7] Коялович М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1. – С. 46.
Инокиня Ольга (Станкевич)
>