Архивы

Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Итоги работы круглого стола «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях»

8 и 9 августа 2017 года в работе круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества,  приняли участие 5 архиереев, 42 архимандрита и игумена, 45 игумений, иеромонахи, монахи, иноки.

Всего в работе приняли участие 160 монашествующих из 65 епархий Русской Православной Церкви: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, из Русской Зарубежной Церкви, а также братских Поместных  Церквей Румынии и Греции.

Докладчики затронули наиболее животрепещущие вопросы современной монашеской жизни, аспекты духовного окормления насельников монастырей и паломников, что вызвало неподдельный интерес собравшихся и конструктивную дискуссию.

Городские монастыри глубоко укоренены в монашеской традиции. Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст начинает практику основания монастырей в столице. Святитель смотрел на монашество как на идеальное христианское общество, пример которого может вдохновлять на духовный подвиг мирян.

И в наше время городской монастырь может и должен являться местом спасения, где надежная ограда  — борьба со страстями, молитва и покаяние.

В истории Русской Православной Церкви монастыри всегда были «солью земли», являлись центрами духовного просвещения, образования и культуры. Проявляя заботу о страждущих людях, монастырь должен помнить об опасности обмирщения монашеской жизни.

Путями преодоления этой опасности могут быть:

  • выделение в суточном круге особого времени для совершения келейного правила;
  • устроение отдельных мест для церковной молитвы братии;
  • ограждение территории монастыря, недоступной для мирян;
  • совершение братских богослужений;
  • возможность временного удаления в скиты;
  • соблюдение обетов отречения от мира в условиях новых информационных технологий;
  • предоставление специальных мест для приема посетителей;
  • недопустимость использования монастырей для съемок художественных фильмов, театральных постановок и концертов светского характера.

Гостеприимство и окормление мирян не должны разрушать внутреннего устроения монашеской жизни и монастырского устава.

Необходимо помнить, что любой мирянин, посещающий городской монастырь, является паломником и не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь монахов. Богослужебные, хозяйственные и иные вопросы  — прямая забота монашеского братства.

Развитие современных транспортных коммуникаций и средств передвижения делает для нас все менее значимым различие между обителями в городе и вдали от него.

Дай Бог нам услышать похвалу прп. Феодора Студита: «Находясь в городе, живете, как в пустыни, пребывая среди шума, соблюдаете тишину и спокойствие«. Ибо «немного славы в том, чтобы безмолвствовать в пустыни и соблюдать тишину в одиночестве. Напротив, слава в том, чтобы в городе жить, как в поле, и среди шума, как в пустыни».

Подводя итоги круглого стола, участники выразили глубочайшую благодарность Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести  этот круглый стол, а также благодарность Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, управляющему делами Московской Патриархии, за возможность собраться  для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Председатель круглого стола митрополит Святогорский Арсений

Секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София

 

 

Православный день