Нахождение белорусских земель в составе Российской империи определило ход многих этно-конфессиональных процессов приграничного региона и в значительной степени повлияло на социодемографическое особенности различных общественных институтов. Цель работы: охарактеризовать сословный и возрастной состав, происхождение и образовательный уровень насельниц Успенского Тадулинского женского монастыря.
Источниками для написания статьи послужили материалы Национального исторического архива Беларуси, Государственного архива Витебской области, «Полоцких Епархиальных Ведомостей». Методологическую основу составили принципы историзма и научной объективности, общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также специально-исторические и статистический методы. При подготовке материала были исследованы послужные списки за 1895, 1903, 1910, 1914 и 1916 года, списки членов Тадулинской трудовой сельскохозяйственной артели, прихожан Тадулинской православной общины.
7 ноября 1888 г. Священным Синодом был подписан Указ о преобразовании мужского Тадулинского монастыря в женский с переводом в него монахинь из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря [9, с. 469]. В этом же году настоятельницей была назначена монахиня Аристоклия (Маевская), которая 28 мая 1889 г. была возведена в сан игуменьи. Под руководством игуменьи Аристоклии обитель возродилась и духовно, и экономически.
Ежегодно для Полоцкой духовной консистории и благочинного составлялись послужные списки настоятельницы, монашествующих и послушниц монастыря. Проанализировав содержащиеся в них сведения, можно сделать некоторые обобщающие выводы. Так, число насельниц в обители в рассматриваемые годы росло от 37 человек в 1895 г. до 57 в 1916 г. [5; 8]. Первые насельницы, как упоминалось, прибыли из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. На протяжении всего периода основной состав сестёр состоял из уроженок Витебской (от 12 до 22 человек) и Орловской (от 11 до 14 человек) губерний. Были также представительницы Могилёвской, Минской, Виленской, Псковской, Смоленской, Московской, Рязанской, Тверской губерний. После 1910 г. в монастырь поступило значительное количество девушек из Себежского, Невельского и Велижского уездов Витебской губернии [7]. Некоторые монахини и послушницы переводились в обитель из других монастырей: Полоцкого, Вербиловского, Оршанского. Но большинство насельниц начинали свой послушнический и иноческий путь непосредственно в Тадулинском монастыре. Число таковых в разные года составляло от 26 до 51 человек.
Количество монашествующих всегда было намного меньше, чем девушек, находящихся в обители на послушании. Так в списках за 1895 г. числятся 14 монахинь и 22 послушницы, а за 1903 г. – 19 монахинь и 33 послушницы. Примерно такая же пропорция сохранялась и в последующие годы [4].
По возрастному составу на 1895 г. большая часть сестёр относилась к категории 31–40 лет. В 1903–1910 гг. наиболее многочисленную группу составляли девушки 21–30 лет. В 1914 и 1916 гг. большинству монахинь было 31–40 лет (17 человек из 50) [6].
По сословной принадлежности подавляющее число насельниц были крестьянками (от 21 до 47 человек в разные годы), из мещан происходили от 6 до 8 сестёр. Единичными были записи «дочь священника», «дочь псаломщика», «дочь солдата», «из казаков». За рассматриваемый период к дворянскому сословию принадлежало всего две сестры, одна из которых – игуменья Аристоклия.
Образовательный уровень насельниц в целом был неоднороден. В большинстве граф напротив имени значилось «неграмотна», «домашнего образования» или «обучалась чтению и письму в монастыре». Меньшее количество сестёр окончили сельские, народные или приходские училища, церковно-приходские школы. Только игуменья Аристоклия обучалась в Полоцком Спасо-Евфросиниевском училище.
Основными занятиями проживающих в монастыре были работы по монастырском хозяйству, клиросное послушание, преподавание пения и рукоделия в Тадулинском женском училище. Ряд монахинь выполняли административные (настоятельница, казначея, благочинная), а также хозяйственные (церковница, ризничая) послушания, участвовали в совершении богослужений (уставщица, регент).
После закрытия монастыря монашеская община некоторое время продолжала действовать под видом Тадулинской сельскохозяйственной женской трудовой артели, в состав которой вошло 50 сестёр в возрасте от 27 до 50 лет [1, л. 64].
Таким образом, в рассматриваемый период количество насельниц Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря находилось в пределах от 37 до 57 человек. Формирование штата происходило преимущественно путём приёма в обитель девушек, поступающих в монастырь впервые, часть сестёр была переведены из других монастырей. Большинство насельниц являлись уроженками Витебской и Орловской губерний, что могло быть вызвано социокультурными связями между регионами. Социальный состав обители был достаточно однороден, большинство насельниц принадлежало крестьянскому сословию. Особенностью возрастного показателя можно назвать молодой средний возраст большинства послушниц (от 20 до 40 лет) и достаточно зрелый – монахинь (40 лет и старше). Образовательный уровень насельниц обители в целом соответствовал сословному статусу: около половины получили домашнее и монастырское образование, закончили церковно-приходские школы, сельские и народные училища. Значительная часть насельниц была неграмотна.
Любовь Василицына
Список литературы