Архивы

Свет мира: новомученики и исповедники Витебщины

В любви сострадать Христу: подвиг священномуч. Константина Жданова

Сегодня Святая Православная Церковь прославляет новомучеников и исповедников – тех, кто во время безбожной советской власти пострадал за веру и Христа. Дар мученической кончины ради Господа был послан тем, кому дано «не только веровать во Христа, но и страдать за Него» [Фил 1:29]. Каждый, кто страдает за Христа, страдает не за свои ошибки и прегрешения, а участвует в страданиях Господа, сострадает Христу. Этим участием в страданиях человек становится причастником Искупления и Преображения. Для тех, кто претерпел до конца, не сломался, выстоял, перенёс унижения и скорби, венец мученичества становится наградой. Это те, кто сохранил и отстоял в себе образ Божий и стал на путь подобия Христу.

Сегодня в мире, который утрачивает духовные основания своего бытия, необходима объединяющая всех нас сила. Историческое прошлое помнит и хранит боль и скорби, расставания и потери наших родных и близких, соотечественников, тех, кто остался верен Церкви и Господу до конца своих земных дней. Многочисленны свидетельства о мужестве и стойкости, неумирающей надежде и пламенной вере этих людей. Сегодня Церковь благоговейно хранит святую память об иерархах, священнослужителях и мирянах, взошедших на Голгофу в годы гонений и тем самым засвидетельствовавших верность Господу своею кровию. Это те, чья вера хранила сердце, надежда согревала душу, любовь придавала смысл страданиям. Апостол Пётр, засвидетельствовавший своей жизнью и смертью верность Христу, так писал о подвиге ради Христа: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Христа возрадуетесь и восторжествуете» [1 Петр 4:13]. Бесконечная вера и непрестанная любовь способны открыть человеку смысл жизни и удостоить мученического подвига.

Немалой кровью ради Христа омыта и белорусская земля. Страдальческий подвиг иерея Константина Жданова, замученного в 1919 году, не остался безвестным. Память об этом подвиге сохранила Святая Церковь. Уроженец Дисненского уезда Виленской губернии священномученик Константин посвятил всю свою жизнь служению людям и через это служению Богу. Отец Константин Дмитриевич Жданов родился 22 марта 1875 года в местечке Старо-Шарковщина, которое сейчас находится в Витебской области Беларуси. Константин был сыном священника Дмитрия Жданова, который служил в местном Свято-Успенском храме [3]. Отец Дмитрий был самоотверженным пастырем: стремился всегда быть рядом с теми, кто нуждался в утешении и духовной поддержке, не взирая на погоду и время суток спешил к больным и умирающим для того, чтобы совершить таинства Исповеди и Причастия. Всё это повлияло на формирование самого священномученика Константина. Помощь отцу при совершении богослужений, молитва в храме, забота о младших братьях и сёстрах, послушание родителям прочно связывали жизнь отца Константина со служением Богу и ближним [2].

В 17-летнем возрасте Константин Дмитриевич поступил в Литовскую духовную семинарию. Однако, после скорой смерти матери, был вынужден оставить учёбу для того, чтобы помогать отцу в воспитании младших братьев и сестёр. Жертвенная любовь и сердечная доброта отличали личность отца Константина. До конца своих земных дней он проявлял жертвенную заботу о своём отце, братьях и сёстрах [3].

В 1900 году после успешной сдачи экзаменов по богословским наукам при Литовской духовной консистории, Константин Жданов начал своё служение в деревне Юдищино Дисненского уезда. Его супруга Анна Степановна стала верным другом и помощницей на жизненном пути. Некоторое время спустя, после смерти отца, Константин подал прошение о перводе на Старо-Шарковщинский Свято-Успенский приход, где служил его отец. Так, назначенный на место своего отца, иерей Константин стал настоятелем Свято-Успенского храма в местечке Старо-Шарковщина [3].

По свидетельствам местных жителей отец Константин устраивал приюты для детей-сирот, помогал обездоленным и убогим, старался снабдить неимущих всем необходимым [2]. Этим он исполнял волю Божию: искупить душу свою милостынями, дать от имений своих бедным, дабы стяжать богатство небесное. Это свидетельствует о готовности в любое мгновение своей жизни принять дар страданий и мучений во имя Христа, достойно держать ответ перед Лицом Божиим. Это стало жизненным принципом отца Константина. Константин Дмитриевич был также и замечательным проповедником Слова Божия, проповедником жертвенной любви к Господу и людям: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; боящийся не совершенен в любви» [1 Ин 4:18]. Готовность в страдании утвердить себя в вере и любви к Богу, ради Христа принять на себя боль мира – вот, что отличало жизнь и священническое служение отца Константина.

Уже в самые первые годы служения в Старо-Шарковщине перед отцом Константином встал вопрос о строительстве нового храма, поскольку старый деревянный к концу XIX столетия находился в плачевном состоянии [5, с.12]. Отец Константин и прихожане Свято-Успенского храма обратились с прошением к архиепископу Литовскому и Виленскому Ювеналию (Половцеву) о выделение средств на постройку нового храма [5, с.13]. Осложняло постройку нового храма также и то, что прихожане из-за неурожаев находились в крайней бедности, так что приход никаких сбережений не имел. Только в 1908 году состоялась закладка новой Свято-Успенской церкви. Постройка храма сопровождалась многочисленными трудностями и лишениями, но отец Константин, руководивший строительством и не оставлявший пастырского служения, и здесь проявлял мужество и настойчивость, терпение и стойкость. Своими проповедями он по-прежнему озарял сердца прихожан, вселял в них надежду и тем самым оставался верным избранному пути.

13 ноября 1912 года состоялось освящение новопостроенной Свято-Успенской церкви. Приход Свято-Успенского храма своим трудом, подвигом, с Божией помощью обрёл новый храм. За своё самоотверженное служение Православной церкви иерей Константин Жданов был удостоен нескольких церковных наград [5, с.15]. Отец Константин был для своих прихожан, по слову Священного Писания, «светильником, горящим и светящим» [Ин 5:35]. Однако, недолго оставалось до принятия мученического венца.

Дальнейшее служение свящ. Константина Жданова проходило в самые непростые и переломные годы: Первая мировая война, революция 1917 года, установление советской власти. Трагедия за трагедией обрушивались на нашу землю. Какую великую силу духа необходимо было иметь, чтобы сохранить веру, пронести через страдания надежду на спасение и не переставать дарить верующим, прихожанам свою любовь! Не оказаться предателем, достойно нести свой крест и называться учеником Христовым в период лихолетья и гонений! Как важно было сохранять веру в сердцах людей, не утратить образ Христа в земной жизни. Служение отца Константина заключалось именно в этом: дать людям опору во Христе, сделать причастниками Святых Христовых тайн, направить все свои силы на служение людям и Богу.

В 1917 году в жизни государства и общества наступили перемены: сильная империя, питаемая православной верой, рухнула. Пришло время суровых испытаний для Церкви. Невзирая на политику открытого преследования, проводимую советской властью в отношении духовенства, иерей Константин Жданов не покинул своего прихода. Пребывая рядом с паствой, он призывал прихожан к усиленной молитве, взаимопомощи, терпению в скорбях. Отец Константин понимал, что именно он, как пастырь, должен нести на себе бремя человеческих страданий, должен духовно поддерживать своих чад, чтобы они не погибли в бездне неверия и обмана. В 1918 году, в эпоху «военного коммунизма», начался массовый террор, невиданный по своим масштабам в истории нашего Отечества. Обвинения посыпались в адрес духовенства и мирян. Для ареста не требовалось ни административного, ни судебного разбирательства. Было положено начало репрессивной политики в отношении Церкви [1, с.119].

Особым преследованиям подвергались представители духовенства, монашествующие, объявлявшиеся «врагами народа». Большевики не могли обойти вниманием отца Константина Жданова, пастыря Церкви Христовой, призывавшего в своих проповедях к сохранению и приумножению любви, терпению и обращению в молитве к Богу: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» [Ин 13:35].

В апреле 1919 года иерея Константина арестовали. Он возвращался домой от одного из своих прихожан и по дороге был задержан большевиками. Узнав об аресте своего настоятеля, прихожане пытались оказать ему поддержку и спасти его: просили отпустить, предлагали выкуп. Их прогоняли, оскорбляли, но они продолжали настаивать на своём. Среди жителей Старо-Шарковщины начался сбор подписей с просьбой освободить отца Константина. Принимая во внимание создавшуюся обстановку, большевики побоялись расстрелять священника в Старо-Шарковщине, имевшего столь высокий авторитет среди местного населения. Поэтому для исполнения своего умысла они отправили иерея Константина в Дисну (50 км от м. Шарковщина), где вместе с ним содержался и настоятель Язненской Спасо-Преображенской церкви священник Михаил Синявский. Их ожидала общая участь [4, с.8].

Ночью 29 (16 ст. ст.) апреля заключенных после пыток и издевательств предали смерти. [4, с.9]. Среди обречённых на казнь был и отец Константин Жданов. Прихожан и женщин, которые пришли с поддержкой к своему настоятелю, конвоиры расстреляли в спешке, неподалеку от города Дисны, а священнослужителей, Константина Жданова и Михаила Синявского, повели дальше через лесной массив. Все трое конвоиров – Фома Ботвиненок, Александр Липский и Михаил Ваштай – были в нетрезвом состоянии [4, с.9]. Священник Михаил Синявский предложил отцу Константину бежать, на что Константин Дмитриевич ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлет, то и буду терпеть» [3]. В это время отцу Михаилу удалось скрыться от конвоиров. Благодаря ему о мученической кончине Константина узнали прихожане и население Старо-Шарковщины.

Конвоиры приняли решение заживо похоронить священника: заставили выкопать себе могилу, после чего бросили его туда живым. Отец Константин начал просить их не совершать страшный грех смертоубийства и, по слову Священного Писания «на оскорблять Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день Искупления» [Еф 4:30]. Однако, в ответ на уговоры, его стали бить лопатой: перебили голени, отсекли левую стопу [3]. Потом убийцы спросили священника, имеет ли он последнее желание перед смертью. Отец Константин, уже предавая Дух свой в руки Господа, сказал, что хотел бы помолиться. Ему позволили. Спустя некоторое время конвоиры оглушили отца Константина ударом по голове и затем забросали землей. Так, ещё живого, они убили пастыря Христова.

Прихожане не сразу узнали о смерти иерея Константина и всё ещё собирали подписи в его защиту. Мария Леонтьевна Шабловская, помогавшая по хозяйству отцу Константину, вскоре приехала с прошением в Дисну, где ей и рассказали о совершившемся [2]. Тогда Мария Леонтьевна и прихожане Свято-Успенской церкви нашли место убийства и извлекли из земли тело отца Константина. Очевидным было то, что отец Константин умер не сразу. По положению тела было видно, что через какое-то время после того, как его ранили, оглушили и забросали землей, он пришёл в сознание и пытался выбраться из могилы. До поверхности оставалось совсем немного, однако не хватило сил и воздуха [2].

25 июня 1919 года тело иерея Константина Жданова было облачено в новые священнические одежды и погребено в склепе под алтарем Дисненской Свято-Одигитриевской церкви. Там оно пребывало почти девяносто лет. На протяжении всего этого времени отца Константина, безвинно пострадавшего во времена гонений, все жители и прихожане Шарковщинской округи почитали как священномученика. Они верили в его молитвенное заступничество, в то, что по его ходатайству Шарковщинский Свято-Успенский храм не закрывался в период лихолетья [3].

Вспоминая новомученников и исповедников, мы в какой-то мере можем понять смысл их подвига. Мы верим, что святые новомученики сегодня с нами. Они молятся за свою Церковь, они молятся за свой народ. Силой их молитв мы действительно обретаем способность сопротивляться немощи человеческой и достойно переносить все страдания и мучения. Не все удостаиваются мученического венца, но всем дана возможность и благодать самоотверженной любовью и верой служить людям, Церкви, Христу. Подвиг иерея Константина Жданова являет собой пример следования Христу: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» [1Петр 2:21]. Получить очищение от греха, Искупление и духовное Преображение – это путь священномученика Константина, который своей жизнью и своей смертью утвердил идеал человека и христианина, верного своему призванию. Принять любую участь и видеть в смерти лишь переход в жизнь вечную – это то, чему учит нас мученический подвиг иерея Константина. Господь даровал нетленный венец славы священномученику Константину на небе, прославил его на земле, дал дар страдания, который явился «лествицей очищения» [5, с.17]. Белорусская земля и Православная Церковь сохранили память и прославили в лике священномученика нового ходатая и заступника.

Колядко Илья Николаевич,

студент исторического факультета

УО «Витебский государственный

университет им. П.М. Машерова»,

г. Витебск, май 2013 г.

Список использованной литературы:

 1. Димитрий (Дроздов), архиеп. Витебская епархия: история и современность / Архиеп. Димитрий (Дроздов). – Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, 2010. – 240 с.

2. Жизнеописание священномученика Константина Жданова / сост. свящ. В. Горидовец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.witebsk.orthodoxy.ru/saint/kzhdanov.shtml Дата доступа: 30.03.2013.

3. Житие священномученика Константина, пресвитера Шаркрвщинского / Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь [Электронный ресурс]. – Полоцк, 2009. – Режим доступа: http://spasmonastery.by/life_of_saints/constantine/life_2.php Дата доступа: 30.03.2013.

4. Садовский, О.А. В молитвенное воспоминание потомкам // Вестник Белорусского Экхархата. – 1991. — №6 (1). – 8-9 с.

5. Труды Комиссии по канонизации в Белорусской Православной Церкви. Вып. 1 (2006 – 2010). – Жировичи, 2010. – 30 с.

 

Никого не оговорил: жизнь мученика Дмитрия Власенкова 

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать 

и всячески неправедно злословить за Меня» [Мф 5:11].

 

Дмитрий Емельянович Власенков (1880 — 1942), мученик. Память 22 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Дмитрий Власенков родился в небольшой деревне Россасна Горецкого уезда Могилевской губернии 15 мая 1880 года. Сейчас это село Россасно Дубровенского района Витебской области. Интересно то, что на канонизацию был выдвинут не Белорусским экзархатом, а Алма-Алмаатинской епархией, к тому же, в сане священника (документального подтверждения его рукоположения нет) [5]. Именно поэтому его причислили к святым не местного, а общечтимого порядка. Причислен к лику святых за достойный подражания пример внутренней борьбы с искушениями и честность. Возможно, не придерживайся Дмитрий Емельянович этого “мерила совести”, он смог бы прожить ещё долгую жизнь. Но для него жизнь построенная на лжи была невозможна. Но для того что бы понять выбор человека, следует посмотреть на его прошлое, на его жизнь.

Отцом мученика Дмитрия был крестьянин Емельян Власенков, исполняющий обязанности волостного старшины. Дмитрий Емельянович, после окончания церковно-приходской школы, занимался земледелием, как и его отец с братом. В 1901 году он был призван в армию и прослужил до 1905 года в Финляндском лейб‐гвардейском полку сначала рядовым, а в конце службы унтер‐офицером. Вернувшись домой, был некоторое время псаломщиком, занимался земледелием. Он женился на Дарье Гавриловне, и Господь даровал им большую семью. Быт простого крестьянина помогал ему избегать искушений и в тоже время сделал его более открытым для понимания людских нужд и терзаний.

В 1917 году произошла революция. Новая власть уже не прибегала к помощи Церкви, а во многом противоречила Её устоям. Основная линия этих противоречий пролегала по принципиальным позициям: отношения к Октябрьской революции и реформирование общества. Всё это во многом и определило судьбу простого крестьянина [6].

Он был усердным прихожанином церкви в родном селе, с детства пел на клиросе, а во времена гонений в 1931 году был избран в церковный совет. В нач. 30-х гг. осужден на 3 месяца принудительных работ. В 1934 году, когда храм, в котором пел будущий мученик, закрыли, а священнослужителя арестовали, Дмитрий вместе с прихожанами стали просить власти о возвращении храма, но их просьбы были отклонены. В том же году Дмитрий был осужден по ложному обвинению и заключен в лагерь на несколько лет. После освобождения вернулся в местечко Россасна. При отсутствии в селе священника по приглашению прихожан читал по домам Псалтирь по усопшим, на Радоницу ходил вместе с крестьянами на кладбище, организованный Дмитрием хор пел там панихиду.

В 1934 власти арестовали брата Дмитрия Емельяновича. Он был приговорён к десяти годам тюремного заключения, из заключения он бежал, скрывался, но в 1937 году снова был арестован.

С каждым годом жизнь становилась все тяжелее, и Дмитрий Емельянович договорился со своей женой разделиться: Дарья Гавриловна пошла работать в колхоз, а Дмитрий Емельянович, чтобы прокормить семью, занимался земледелием на своем участке.

Власти, недовольные тем, что даже при отсутствии священнослужителя, церковная жизнь не прекращается, в конце концов решили арестовать Дмитрия. Несколько свидетелей под угрозой, что сами будут привлечены к уголовной ответственности за участие в панихидах и поминках, согласились подписать протоколы со лжесвидетельствами о том, что псаломщик занимался антисоветской пропагандой.

16 мая 1940 года сотрудники НКВД пришли в дом Дмитрия Емельяновича и арестовали его на основании того, что «…не имея определенной работы, проводит религиозные обряды, чем добывает средства для существования (священник), по национальности белорус, женат, имеет жену и восемь детей, которая получает пособие по многосемейности». На момент ареста его жене Дарье Гавриловне было 45 лет, у них было восемь детей.

Дмитрий Емельянович был отправлен в тюрьму в Орше и там же допрошен. Его обвинили в хранении церковных книг и утвари, а так же в антисоветской пропаганде. На эти обвинения Дмитрий Емельянович ответил, что он хранил книги для религиозных обрядов и никогда не проводил никакой пропаганды [5].

Были вызваны лжесвидетели, которые подтвердили свои показания на очной ставке; после этого следователь снова допрашивал псаломщика.

Но и на этих допросах Дмитрий Власенков не солгал, никого не оболгал и не написал доноса. На вопросы о том, почему он отказывается признать показания свидетелей, он ответил, что не принимал участия ни в чём, о чём говорят свидетели.

17 июля 1940 года состоялось заседание Коллегии по уголовным делам Витебского суда; после завершения всех формальностей снова был допрошен Дмитрий Емельянович, который сказал:

«Виновным я себя не признаю, я никакой антисоветской деятельностью не занимался. При обыске у меня изъяли Псалтирь, Евангелие, два молитвенника, крест»[2].

Он добавил, что был певчим в Россасне с малых лет, а также состоял в церковном совете….

После заслушивания всех показаний, с которыми Дмитрий не согласился, прокурор попросила отправить дело на доследование. Причиной этого было то, что все свидетели со стороны обвинения были родственниками. Иных свидетелей допрошено не было. Выяснилось, что религиозные действия подследственного не имели контрреволюционного подтекста.

Прокурор Витебской области оспорил это решение и постановил снова отправить дело в суд, но уже при другом составе. 19 ноября 1940 года состоялось новое заседание областного суда.

Отвечая на обвинения в суде, Дмитрий Емельянович вновь заявил:

«В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Мне безразлично, какая была бы власть, – я обязан ей подчиняться» [4].

Свидетели вновь повторили ложные показания и Дмитрий Емельянович вновь их отверг. Прокурор требовал для мученика шесть лет исправительно-трудовых лагерей. Адвокат просил смягчить наказание. Дмитрий Емельянович, ссылаясь на плохое состояние здоровья, просил вынести ему справедливый приговор. Суд вынес своё решение, но оно не сильно отличалось от того, чего хотел прокурор. Ему дали пять лет лагерей.

Дмитрий Емельянович подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой убедительно доказал свою невиновность и что он осужден по показаниям лжесвидетелей, а также просил вызвать других свидетелей из жителей села Россасна для дачи дополнительных показаний, но суд ему в этом отказал.

Он был отправлен этапом из тюрьмы в городе Орша в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас Карагандинского лагеря, откуда был распределен в 5-е Эспинское отделение Карлага. При прибытии в лагерь медицинским обследованием был определен инвалидом.

Здесь он тяжело заболел и 5 мая 1942 года был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага.

14 апреля 1993 года был реабилитирован по закону Республики Казахстан, 20 декабря 1994 года — реабилитирован Судколлегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь [4].

Дмитрий Власенков причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви [8].

 

Бутрило Александр Сергеевич,

студент исторического факультета

УО «Витебский государственный

университет им. П.М. Машерова»,

г. Витебск, май 2013 г

 Список использованной литературы

 Источники:

1.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В рус. пер. с прил. Брюссель, 1989. 2535 с.

2.Свет Православия в Казахстане. Приложение. Календарь Казахстанских новомучеников (январь-сентябрь). Издание Алма-Атинской епархии. 2002. С. 15-16.

3.Сообщение Новиковой Елены Вадимовны, внучки мч. Димитрия Власенкова, от 12 августа 2011.

4.УКГБ РБ по Витебской обл. Д. 23535-П.

 

Исследования:

5.Горидовец В, свящ. Житие священномученика Дмитрия Власенкова. Режим доступа: http://www.witebsk.orthodoxy.ru/saint/ Дата доступа: 08.05.2013.

6. 1. Димитрий (Дроздов), архиеп. Витебская епархия: история и современность / Архиеп. Димитрий (Дроздов). – Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, 2010.

7.Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Режим доступа: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…391 Дата доступа: 08.05.2013.

8.Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. База данных ПСТБИ. Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGHox…tk* Дата доступа: 08.05.2013.

 

ВЕРЬЕТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖЬЕГО БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день