Архивы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ СВЯТО-УСПЕНСКОМ ТАДУЛИНСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ (вторая половина XIX – начало XX вв.)

Образование в Русской православной церкви является основой миссионерской и просветительной работы. Деятельное участие в образовательном процессе принимали монастыри, организация школ и училищ при которых являлись одной из их важнейших социальных функций. Цель работы: осветить деятельность образовательных учреждений при Свято-Успенском Тадулинском женском монастыре.

 Источниками для написания статьи послужили материалы Национального исторического архива Беларуси, периодических изданий. Методологическую основу составили принципы историзма и научной объективности, общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также специально-исторические методы.

В 1891 г. при Тадулинском монастыре начало действовать женское двухклассное училище с одноклассной церковно-приходской школой (ЦПШ) при нём. Здание для училища было построено по проекту епархиального архитектора А. Клементьева и представляло собой двухэтажный  дом, рассчитанный на 20 учениц. [1].

Руководительницей являлась игуменья Аристоклия (Маевская), делопроизводителем и законоучителем – монастырский священник Павел Гальковский. В училище использовались разнообразные приёмы и методы обучения и воспитания. Умственный труд сочетался с физическим: во второй половине дня ученицы занимались рукоделием. Учебная программа была рассчитана на 3 года (первый класс – образцовая ЦПШ). В первом классе изучались Закон Божий, славянский язык, русский язык, арифметика, чистописание, рисование. Во втором добавлялись история и география, а третий предполагал изучение Катехизиса, богослужения, дидактики, геометрии. В 1897 учебном году в первом классе обучалось 19, во втором – 14, а в третьем 17 учениц. В обители также обучались и жили сироты, которые содержались на полном пансионе монастыря [7, л. 20]. Выпускницы училища имели право на сдачу экстерном экзаменов на получение свидетельства учительниц сельских школ.

Около 1910 г. Тадулинское женское училище было преобразовано в двухклассную женскую с педагогическим курсом школу. Заведующим школой и законоучителем являлся монастырский священник Николай Пригоровский, председательницей школьного Совета была игуменья Анфиса (Кузмицкая) [8, л. 50]. Среди учительниц преобладали представительницы духовного сословия: дочери священников и монахини. К 20 декабря 1913 г. в школьном реестре значилось 63 девочки [3, л. 66]. Среди преподаваемых предметов – священная история Ветхого и Нового Завета, Катехизис, церковная история, церковно-славянский язык, русский язык, русская словесность, гражданская история, геометрия, гигиена, география, арифметика, природоведение, пение, чистописание. О высоком уровне преподавания свидетельствует хорошая база учебных пособий и наглядных материалов [3, л. 26–26 об., 34]. В сентябре 1917 г. Тадулинская двухклассная женская школа была передана в ведомство Министерства народного просвещения [8, л. 3].

Образцовая  церковно-приходская школа при монастыре размещалась в деревянном доме, которой был построен в 1898 г. [5, л. 6–6 об.]. Законоучителем школы числился священник Николай Пригоровский, учительницей – его дочь Н.Н. Пригоровская [3, л. 27].  В 1917 г. здесь обучалось 33 мальчика и 94 девочки [4, л. 3].

На содержание церковных школ при Тадулинском монастыре отпускалось 3500 руб. ежегодно: 1500 руб. Епархиальным Учредительным Советом, 2000 руб. – монастырем.

После принятия в 1918 г. Советом Народных Комиссаров декрета об отделении церкви от государства учебные заведения при монастыре были закрыты. В 1921 г. в монастырские помещения поселили детей-сирот Поволжья, для которых был организован «Тадулинский школьный городок» с семигруппной школой [2, л. 137].

Таким образом, во второй половине ХIХ – начале ХХ века при Свято-Успенском Тадулинском женском монастыре действовало женское двухклассное училище, в последствии преобразованное в педагогическую школу, образовательный процесс и финансирование которой осуществлялись, в основном, силами монастыря. Также при обители действовала образцовая церковно-приходская школа для мальчиков и девочек, которая давала начальные катехизаторские знания.

 

Любовь Василицына

Литература:

  1. Донесение игуменьи Аристоклии // Полоцкие Епархиальные Ведомости. – 1890 г. – № 21. – С. 903–906.
  2. Государственный архив Витебской области. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 23.
  3. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). – Ф. 2617. – Оп. 1. – Д. 1088.
  4. НИАБ. – Ф. 2617. – Оп. 1. – Д. 1109.
  5. НИАБ. – Ф. 2694. – Оп. 1. – Д. 552.
  6. НИАБ. – Ф. 2694. – Оп. 1. – Д. 648.
  7. НИАБ. – Ф. 3104. – Оп. 1. – Д. 3.
  8. НИАБ. – Ф. 3104. – Оп. 1. – Д. 18.

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день