Архивы

Объединяющая сила святости

В честь XXX-летия со дня установления Собора Белорусских Святых 10 мая состоялся семинар в Могилеве при Храме Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников РПЦ XX века по теме «Новомученики и исповедники XX века». Семинар прошел по благословению епископа Могилевского и Мстиславского Софрония. На семинаре приняли участие о. Сергий Белоус, прихожане Могилевской и Витебской епархий, сестры милосердия из сестричества в честь св. Луки Войно-Ясенецкого. Прозвучали выступления и доклады о царственных мучениках, о новомучениках и исповедниках Могилевской и Витебской епархий.

Витебскую и Могилевскую епархии объединяет историческое прошлое. В XVII-XVIII веках мы наблюдаем два периода общей церковной жизни: с 1633 по 1656 год (23 года) и с 1662 по 1772 год (110 лет) Витебщина входит в состав Могилевской, Мстиславской и Оршанской епархии. Затем с 1772 по 1793 годы Витебский округ входил в состав Псковской епархии.  А с 1793 года после второго разделения Речи Посполитой Полоцкий и Витебский округи были причислены к Могилевской епархии до учреждения в 1833 году самостоятельной кафедры.

Среди выдающихся церковных деятелей, которые окормляли паству Витебщины, невозможно не упомянуть святого Георгия (Конисского). Архиепископ Могилевский и Белорусский, святой Георгий управлял Могилевской, Мстиславской и Оршанской епархией с 1755 по 1795 год. Родом он из древнего благочестивого рода украинских дворян. Родился Григорий 30 ноября 1717 года. До 11 лет воспитывался в семье, а затем был определен в Киево-Могилянскую Академию, по окончании которой принял монашеский постриг с именем Георгий. С 1745 года он трудится преподавателем, а затем и ректором родной ему Академии. Святой Георгий принимает сан архимандрита Киево-Братского монастыря. Его имя приобрело широкую известность как преобразователя курса богословия и как составителя программы преподавания академических дисциплин. Святой Георгий стремился избавить православное богословие от власти средневековой латинской схоластики. Еще более значительный след оставил свят. Георгий как архипастырь в тяжелое время унии. Благодаря его усилиям на территории Великого княжества Литовского оставалась лишь одна православная епархия с центром в городе Могилеве-на Днепре. Когда в 1755 году он приезжает на место служения, ему открывается страшная картина запустения, вызванного многими годами угнетения и гонений на Православие. В проповеди 1767 года в Виленском Свято-Духовом монастыре он восклицал: «Молчу о пастырех бедных, священстве нашем. Сколь многи из них изгнаны из домов. Сколь многи в тюрьмах, в ямах глубоких, во псарнях вместе с псами заперты были, гладом и жаждою моримы, сеном кормлены, сколь многие биты и изувечены, а некоторые и до смерти убиты». Мрачная перспектива не испугала святителя. Он достойно нес архипастырское служение до своей кончины 26 февраля 1795 года. За это время свят. Георгий перенес много притеснений и издевательств на Витебщине от католиков и униатов. Однажды из Оршы ему пришлось выехать в телеге, прикрытой навозом и соломой, чтобы спастись от католиков-изуверов. В 1759 году в Кутеинском монастыре он сказал, что не все миссионеры от Христа посланы, за это на следующий день монахи-доминиканцы разогнали горожан, встречавших Владыку, запретили колокольный звон, ворвались в храм и избили молящихся. Владыка Георгий вынужден был покинуть город неприглядным образом. Гонения на православных достигали такой жестокости, что люди бежали с рыданиями на кладбище, и, обнимая холодные могилы, вопили: «Блаженны вы, умершие в благочестии». Многие годы святой Георгий ратовал о судьбе православных не только в Беларуси, но и на территории современных Украины, Польши и Литвы. Большое значение в борьбе за права православных имеет книжка, составленная св. Георгием «Права и вольность жителей греческого вероисповедания». В ней святитель собрал все постановления, грамоты и законы польских властей в пользу Православия и использовал их с большим дипломатическим талантом. Многие униатские приходы возвратились в лоно Матери Церкви. После того как святой Георгий почил, он был погребен в Спасском соборе г. Могилева. Перед его гробницей совершали панихиды и постоянно молились в присутствии царской семьи. Прославление святого состоялось в день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, 6 августа 1993 года. Святого Георгия канонизировали как местно чтимого на Беларуси святого. Сейчас в Могилеве епархиальный музей находится в Доме Конисского, при Кафедральном соборе построен и освящен Крестильный храм во имя святителя Георгия, архиепископа Могилевского и Белорусского. И самое главное, люди хранят и передают живую память о своем святом.

Новомученики и исповедники, пострадавшие за Христа в XX веке, объединяют также нас в одну единую церковную семью. В XX веке жил еще один святой, который оставил глубокий след в памяти верующего народа Беларуси. Речь о святом Павлине, архиепископе Могилевском и Мстиславском.  В миру Петр Кузьмич Крошечкин, преосвященный Павлин родился 19 декабря 1879 года. Рано лишившись отца, Петр получил воспитание у матери, которая отличалась строгой благочестивой жизнью. Во время учебы в городском училище Петр тяжело заболел, врачи отказались его лечить, мать обратилась в молитвах к Господу, который услышал ее – и сын стал поправляться. В благодарность Господу они вместе поехали в Саровскую обитель. Петр просил мать дать ему благословение остаться там, но мать отказалась, не считая его подготовленным к несению подвига. И только в 1885 году, когда Петру исполнилось 16 лет, мать его благословила на иноческий подвиг в Саровской обители. Позже при содействии митрополита Владимира и епископа Макария он окончил Духовную семинарию и академию. А в 1910 году Петр принял постриг в Ново-Спасском монастыре в честь святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского.  Будучи иеромонахом, а затем и архимандритом, Павлин своим служением, простотой и любовным обращением со всеми приобрел большую известность и любовь. В 1921 году волей Божьей святой Павлин призван на святительское служение. Четыре первых года он был епископом Рыльским, викарием Курским. С 1925 года Владыка Павлин назначен епископом Полоцким. Полоцк и Витебск были центральными городами этой епархии. По смерти Патриарха Тихона среди епископов обсуждался вопрос тайного избрания Патриарха. Владыка Павлин взял на себя практическое руководство проведением выборов. Для этого ему нужно было объехать епископов по всей России и собрать подписи. На 1 ноября 1926 года имелось 72 подписи под актом избрания священномученика митрополита Кирилла Смирнова патриархом. И вдруг внезапно Владыку Павлина арестовали в Москве. После года в одиночной камере он вспоминал, что этот период был для него второй академией. С 1927 году Владыка Павлин был назначен на Пермскую кафедру. Туда приехала и мать его, монахиня Евдокия, которая была спутницей его жизни. С 1930 года он переведен в Калужскую епархию епископом Боровским, а в 1931 году – епископом Калужским. Калужская епархия очень нравилась епископу Павлину, ведь там находится знаменитая Оптина Пустынь, где подвизались многие старцы. «Зде покой мой, зде вселюся», — радовался Преосвященный Павлин. Но Господь судил иначе. 16 июня 1933 года Владыка Павлин был назначен архиепископом Могилевским. Духовенство и миряне тепло встретили Владыку. А он предвидел, что именно здесь закончится его крестный и тернистый путь. В Могилев переехала и его мать, которая увидела во сне, что Могилев будет для них могилой. Служил Владыка Павлин в Покровском храме, жил на квартире Ситниковых, где прислуживали ему его дети. В 1935 году его арестовали. Владыка Павлин прошел могилевскую, затем минскую тюрьму. В 1937 году особая тройка УНКВД вынесла приговор – расстрел – что было исполнено 3 ноября 1937 года. Мать Владыки, огорченная арестом сына, почила немного раньше, 7 января 1937 года. Владыка Павлин был увенчан венцом исповедничества и мученичества. Со дня его кончины перестала существовать Могилевская епархия, возобновив жизнь только в 1989 году с назначением Могилевским архипастырем архиепископа Максима (Крохи).

На семинаре прозвучал рассказ о Витебских святых XX века, священномученике Николае Околовиче и исповеднике Владимире Еленевском. Кроме этого, люди делились воспоминаниями о священномученике Константине Жданове. Интересным для многих могилевчан оказалось открытие личности мученика Димитрия Власенкова, который Промыслом Божиим вошел в Собор новомучеников и исповедников Российских. Мученик Димитрий родился 15 мая 1880 года в местечке Россасно Дубровенского района Витебской области. Окончив церковноприходскую школу, Дмитрий занимался земледелием, как его отец и братья. Он женился на Дарье Гавриловне, и Господь даровал им большую семью. Воспитанный в вере и благочестии, он был усердным прихожанином церкви в родном селе, с детства пел на клиросе. Был некоторое время псаломщиком, а во времена гонений в 1931 году был избран в церковный совет, в котором состоял до 1934 года, когда храм был закрыт, а священник арестован. Крестьяне, страдая от отсутствия богослужения, стали просить Дмитрия, чтобы хотя бы он приходил к ним в дома почитать Псалтирь по покойнику. И он по приглашению прихожан стал ходить по домам читать Псалтирь по усопшим. На Радоницу вместе с крестьянами ходил на кладбище.  Молящихся собиралось до двухсот человек. Были и хористы, которые под управлением Дмитрия пели панихиду.

Власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, церковная жизнь в селе не прекратилась, и в конце концов решили его арестовать. Появились лжесвидетели, которые обвинили его в антисоветской агитации. 16 мая 1940 года сотрудники НКВД арестовали Дмитрия. Он был заключен в тюрьму в городе Орше и сразу же допрошен. На допросе Дмитрий отрицал виновность в проводимой им антисоветской агитации. О себе он говорил: «Я был певчим в Россасне с малых лет, в церковном совете я состоял до тех пор, пока церковь не отняли. Я ходил и писал имена людей в Россасне, чтобы разрешили участвовать в церковных собраниях. Деньги я собирал для того, чтобы платить налог за церковь, … я никакой антисоветской агитации не проводил».

Когда судебные прения закончились, прокурор потребовал приговорить подсудимого Дмитрия к шести годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Адвокат просил, учитывая смягчающие обстоятельства, уменьшить срок наказания. В тот же день суд вынес решение: приговорить его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.  Дмитрий был отправлен этапом из тюрьмы в городе Орша в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас Карагандинского лагеря. Здесь распределен был в 5-е Эспинское отделение Карлага. Вскоре Дмитрий тяжело заболел, и 5 мая 1942 года был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Дмитрий Емельянович Власенков был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага. По ходатайству Алма-Атинской епархии канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских. Удивительно, что пример мученика Димитрия показывает, как неожиданным образом объединились Алма-Атинская и Витебская епархии. День памяти святого – 5 мая.

На семинаре прозвучали еще многие имена пострадавших в тяжелые годы XX века. Завершился он обсуждением проекта подготовить передвижные выставки по новомученикам и исповедникам и в будущем обменяться ими между Могилевской и Витебской епархиями.

Ксения Коротчук

ВЕРЬЕТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖЬЕГО БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день