Духовное состояние белорусского общества во многом обусловлено историческим путем, который прошло наше государство. Значимую составляющую народных традиций во все времена вносило православие. Изучение положения и деятельности институтов Русской православной церкви на различных этапах истории позволит более полно проследить путь нравственного становления нашего народа, воспитать патриотические традиции у подрастающего поколения.
Одним из наиболее драматичных этапов в истории нашего народа является период Великой Отечественной войны. Моральную поддержку, которую оказывала населению православная церковь в те дни, являясь объединяющим стрежнем, сегодня трудно переоценить. Цель работы – раскрыть положение и деятельность монастырей Русской православной церкви на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
Источниками для написания статьи стали фонды Национального архива Республики Беларусь, Государственного архива Витебской области, архива Минского епархиального управления. К истории православной церкви Беларуси военного периода обращались светские и церковные исследователи. Следует выделить монографию С. В. Силовой [8], которая рассмотрела внутрицерковные процессы на оккупированной территории, и работы священника Ф. Кривоноса [4]. Методологическую основу исследования составили принципы историзма и научной объективности. В работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции.
С начала Великой Отечественной войны вся территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Согласно приказу начальника штаба Верховного Главнокомандующего вермахта, генерал-фельдмаршала В. Кейтеля, в вопросах религии представители вермахта должны были осуществлять политику невмешательства [7, ст. 523–234]. В то же время с осени 1941 г. установился жесткий контроль в религиозной сфере. Было заявлено, что Церковь в Беларуси существовать только в качестве автокефальной [8, ст. 7–11]. С целью приобретения народной симпатии оккупационные власти доброжелательно отнеслись к стремлению населения возобновить деятельность закрытых ранее советской властью храмов и монастырей. Для верующих это стало возможностью возрождения религиозной жизни. В этот период действовало, с разной интенсивностью, 7 монастырей.
В первые дни оккупации произошло стихийное возрождение Спасо-Евфросиниевского Полоцкого женского монастыря. С разрешения немецких властей 23 октября 1943 года из Витебска в Спасскую церковь были возвращены мощи преподобной Евфросинии. Настоятельницей монастыря была игуменья Елевферия (Новикова) [5, оп. 2, д. 3 , л. 278].
На территории, относившейся до 1939 г. к Польше, продолжал существование Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, который являлся наиболее крепким в хозяйственном отношении и не закрывался до Великой Отечественной войны. В обители проживало 40 насельников. Наместником являлся игумен Боголеп (Анцух). [5, Оп. 1, Д. 1, Л. 20.]
С возвращением монахинь в 1942 г. возобновил свою деятельность Гродненский женский монастырь. Под руководством игуменьи Серафимы в нем трудилось около 60 насельниц, подавляющее большинство которых были преклонного возраста – старше 55 лет [5, Оп. 2, Д. 8, Л. 242.]
Во многом благодаря миссионерской деятельности насельников Жировичского монастыря, архимандрита Серафима Шахмутя и священника Григория Кударенко, которые с августа 1941 г. организовывали приходскую жизнь на ранее упраздненных приходах, были открыты Свято-Духов мужской и Спасо-Преображенский монастыри в г. Минске [7, ст. 335]. Проповедники также открыли Ченковский женский монастырь в Гомельской области, собрав 30 монахинь, которые выбрали настоятельницу монахиню Поликсению [4, ст. 22].
С июля 1941г. регулярно совершались богослужения в Минском Спасо-Преображенском монастыре [8, ст. 9]. 30 августа 1942 г. здесь прошел Всебелорусский собор, на котором была провозглашена автокефалия белорусской православной церкви.
Открытие Свято-Духова монастыря началось с передачи верующим собора в конце 1941 г. В 1943 г., после ремонта на средства жертвователей, храм был освящен, состоялось торжественное открытие. Новый иконостас был выполнен художником Николаем Гусевым, церковные и богослужебные книги переданы историческим музеем. Настоятелем монастыря стал архимандрит Юлиан (Троцкий), келейник митрополита. В монастыре проживали 3 насельника, в штате числились псаломщик и две церковницы. Регулярно совершались богослужения, которые часто возглавлял митрополит Пантелеймон (Рожновский). В таком режиме монастырь действовал до конца 1944 г., а с 1944 г. и до настоящего времени главный храм бывшего монастыря является митрополичьим кафедральным собором. [1, с. 5–7].
Весной 1942 г. началось восстановление закрытого с 1939 г. Ляденского Свято-Благовещенского монастыря, функционирование которого стало возможным благодаря тому, что с июня 1942 г. он стал местом вынужденного пребывания митрополита Пантелеимона (Рожновского). Владыка не поддержал идею автокефалии Белорусской Православной Церкви, вследствие чего был удален из Минска и находился под надзором немецких властей. Вместе с ним в монастыре проживал келейник – священник Иулиан и несколько монахов. Ежедневно совершались богослужения. После войны Свято-Благовещенская церковь в Лядах продолжила свою деятельность в качестве приходской.
Выполняли функции приходских также церкви не восстановленных в период оккупации монастырей. Например, Покровский храм бывшего Маркова монастыря г. Витебска, который в начале войны был переосвящен в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, после продолжил существование, община по договору получила в пользование культовое здание и земельный участок [2, Оп. 1, Д. 33, Л. 29]
Некоторые обители не были восстановлены в качестве религиозных единиц. Примером являются женский Свято-Успенский Тадулинский и мужской Мстиславльский Успенский Пустынский. Их храмовые и хозяйственные здания и имущество в период войны также использовалось гражданскими организациями – детскими школами-интернатами.
Во время открытия храмов и монастырей отмечалось активное участие верующих, которые возвращали спрятанные от поругания церковную утварь, иконы, книги, посильно помогали в ремонте. Многократно увеличились запросы на исполнение церковных треб: крещений, венчаний, отпеваний и количество молящихся на богослужениях. Например, в неделю Торжества Православия в 1944 г. в Спасо-Евфросиневском монастыре г. Полоцка причастилось более 250 человек. Многие дети и подростки исповедовались впервые [2, Оп. 1, Д. 27, Л. 22] Проводились торжественные праздничные молебны и крестные ходы.
Деятельность монашества находилась под бдительным надзором со стороны оккупационных властей, зафиксированы угоны в концентрационные лагеря и расстрелы. Например, летом 1941 г. в Жировичском монастыре было расстреляно 6 монахов еврейского происхождения [3, ст. 49]. В ряде случаев проводились карательные операции. Известно, что в сентябре 1943 года в Ченковском монастыре было сожжено две церкви, жилые корпуса и свечной завод при монастыре, монахини разогнаны, имущество разграблено. [5, Оп. 1, Д. 177, Л. 21]. Во время военных дествий в той или иной степени подверглись значительным разрушениям почти все монастырские архитектурные комплексы.
В конце Великой Отечественной войны на территории БССР действующими оставались три православных монастыря: Жировичский Свято-Успенский мужской, женские Рождества Пресвятой Богородицы в Гродно и Полоцкий Спасо-Евфросиниевский [4, Оп. 2, Д. 5, Л.17]. В последующий период осуществлялось юридическое оформление и регламентация деятельности монашества.
Таким образом, в тяжелых условиях немецкой оккупации возрождение обителей стало объединяющей силой для народа. Верующие получили возможность реализовать свои духовные потребности. При активной поддержке прихожан возобновили деятельность 7 православных монастырей, которые оказывали значимую моральную поддержку населению. Меньше половины из них смогли устоять в военном лихолетье и получить официальный статус в советском государстве.
Любовь Василицына
Список литературы: