Архивы

ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ БЕЛАРУСИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Духовное состояние белорусского общества во многом обусловлено историческим путем, который прошло наше государство. Значимую составляющую народных традиций  во все времена вносило православие. Изучение положения и деятельности институтов Русской православной церкви на различных этапах истории позволит более полно проследить путь нравственного становления нашего народа, воспитать патриотические традиции у подрастающего поколения.

Одним из наиболее драматичных этапов в истории нашего народа является период Великой Отечественной войны. Моральную поддержку, которую оказывала населению православная церковь в те дни, являясь объединяющим стрежнем, сегодня трудно переоценить. Цель работы – раскрыть положение и деятельность монастырей Русской православной церкви на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

 Источниками для написания статьи стали фонды Национального архива Республики Беларусь, Государственного архива Витебской области, архива Минского епархиального управления.  К истории православной церкви Беларуси военного периода обращались  светские и церковные исследователи. Следует выделить монографию С. В. Силовой [8], которая рассмотрела внутрицерковные процессы на оккупированной территории, и работы священника Ф. Кривоноса [4].  Методологическую основу исследования составили принципы историзма и научной объективности. В работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции.

С начала Великой Отечественной войны вся территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Согласно приказу начальника штаба Верховного Главнокомандующего вермахта, генерал-фельдмаршала В. Кейтеля, в вопросах религии представители вермахта должны были осуществлять политику невмешательства [7, ст. 523–234]. В то же время с осени 1941 г. установился жесткий контроль в религиозной сфере. Было заявлено, что Церковь в Беларуси существовать только в качестве автокефальной  [8, ст. 7–11]. С целью приобретения народной симпатии оккупационные власти доброжелательно отнеслись к стремлению населения возобновить деятельность закрытых ранее советской властью храмов  и монастырей.  Для верующих это стало возможностью  возрождения религиозной жизни. В этот период действовало, с разной интенсивностью,  7 монастырей.

В первые дни оккупации произошло стихийное возрождение Спасо-Евфросиниевского Полоцкого женского монастыря. С разрешения немецких властей 23 октября 1943 года из Витебска в Спасскую церковь были возвращены мощи преподобной Евфросинии. Настоятельницей монастыря была игуменья Елевферия (Новикова) [5, оп. 2, д. 3 , л. 278].

На территории, относившейся до 1939 г. к Польше, продолжал существование Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, который являлся наиболее крепким в хозяйственном отношении и не закрывался до Великой Отечественной войны.  В обители проживало 40 насельников. Наместником являлся игумен Боголеп (Анцух). [5, Оп. 1, Д. 1, Л. 20.]

С возвращением монахинь в 1942 г.  возобновил свою деятельность Гродненский женский монастырь. Под  руководством игуменьи Серафимы в нем трудилось около 60 насельниц, подавляющее большинство которых были преклонного возраста – старше 55 лет [5, Оп. 2, Д. 8, Л. 242.]

Во многом благодаря миссионерской деятельности насельников Жировичского монастыря, архимандрита Серафима Шахмутя и священника Григория Кударенко, которые с августа 1941 г. организовывали приходскую жизнь на ранее упраздненных приходах,   были открыты Свято-Духов мужской и Спасо-Преображенский монастыри в г. Минске [7, ст. 335]. Проповедники также открыли Ченковский женский монастырь в Гомельской области, собрав 30 монахинь, которые выбрали настоятельницу монахиню Поликсению [4, ст. 22].

 С июля 1941г. регулярно совершались богослужения в Минском Спасо-Преображенском монастыре [8, ст. 9]. 30 августа 1942 г. здесь прошел Всебелорусский собор, на котором была провозглашена автокефалия белорусской православной церкви.

Открытие Свято-Духова монастыря началось с передачи верующим собора в конце 1941 г. В 1943 г., после ремонта на средства жертвователей, храм был освящен, состоялось торжественное открытие. Новый иконостас был выполнен художником Николаем Гусевым, церковные и богослужебные книги переданы историческим музеем. Настоятелем монастыря стал архимандрит Юлиан (Троцкий), келейник митрополита. В монастыре проживали 3 насельника, в штате числились псаломщик и две церковницы.  Регулярно совершались богослужения, которые часто возглавлял митрополит Пантелеймон (Рожновский). В таком режиме монастырь  действовал до конца 1944 г.,  а с  1944 г. и до настоящего времени главный храм бывшего монастыря является  митрополичьим кафедральным собором. [1, с. 5–7].

Весной 1942 г. началось восстановление закрытого с 1939 г. Ляденского Свято-Благовещенского монастыря, функционирование которого стало возможным благодаря тому, что с июня 1942 г. он стал местом вынужденного пребывания митрополита Пантелеимона (Рожновского). Владыка не поддержал идею автокефалии Белорусской Православной Церкви, вследствие чего был удален из Минска и находился под надзором немецких властей. Вместе с ним в монастыре проживал келейник – священник Иулиан и несколько монахов. Ежедневно совершались богослужения. После войны Свято-Благовещенская церковь в Лядах продолжила свою деятельность в качестве приходской.

Выполняли функции приходских также  церкви не восстановленных в период оккупации монастырей. Например, Покровский храм бывшего Маркова монастыря г. Витебска, который в начале войны был переосвящен в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, после продолжил существование, община по договору получила в пользование культовое здание  и земельный участок [2, Оп. 1, Д. 33, Л. 29]

Некоторые обители не были восстановлены в качестве религиозных единиц. Примером являются женский Свято-Успенский Тадулинский и мужской  Мстиславльский Успенский Пустынский. Их храмовые и хозяйственные здания и имущество в период войны также использовалось гражданскими организациями – детскими школами-интернатами.

Во время открытия храмов и монастырей отмечалось активное участие верующих, которые возвращали спрятанные от поругания  церковную утварь, иконы, книги, посильно помогали в ремонте. Многократно увеличились запросы на исполнение церковных треб: крещений, венчаний, отпеваний и количество молящихся на богослужениях. Например, в неделю Торжества Православия в 1944 г. в Спасо-Евфросиневском монастыре г. Полоцка причастилось более 250 человек. Многие дети и подростки исповедовались впервые [2, Оп. 1, Д. 27, Л. 22] Проводились торжественные праздничные молебны и крестные ходы.

Деятельность монашества находилась под бдительным надзором со стороны оккупационных властей, зафиксированы угоны в концентрационные лагеря и расстрелы. Например, летом 1941 г. в Жировичском монастыре было расстреляно 6 монахов еврейского происхождения [3, ст. 49]. В ряде случаев проводились карательные операции. Известно, что в сентябре 1943 года в Ченковском монастыре было сожжено две церкви, жилые корпуса и свечной завод при монастыре, монахини разогнаны, имущество разграблено. [5, Оп. 1, Д. 177, Л. 21].  Во время военных дествий в той или иной степени подверглись значительным разрушениям почти все монастырские архитектурные комплексы.

В конце Великой Отечественной войны на территории БССР действующими оставались три православных монастыря: Жировичский Свято-Успенский мужской, женские Рождества Пресвятой Богородицы  в Гродно и Полоцкий Спасо-Евфросиниевский [4, Оп. 2, Д. 5, Л.17]. В последующий период осуществлялось юридическое оформление и регламентация деятельности монашества.

Таким образом, в тяжелых условиях немецкой оккупации возрождение обителей стало объединяющей силой для народа. Верующие получили возможность реализовать свои духовные потребности. При активной поддержке прихожан возобновили деятельность 7 православных монастырей, которые оказывали значимую моральную поддержку населению. Меньше половины из них смогли устоять в военном лихолетье и получить официальный статус в советском государстве.

Любовь Василицына

Список литературы:

  1. Архив МЕУ Ф.1, ОП. 3, Д. 673 Минск. Свято-Духов мужской монастырь. Исторические материалы.
  2. Государственный архив Витебской области (ГАВО). – Фонд. 2290
  3. ГАВО. – Фонд. 2820
  4. Кривонос, Феодор (свящ.). Синодик за веру и церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918–1951 гг.) / Священник Ф. Кривонос. – Киевец, 1996. – 100 с.
  5. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Фонд. 861.
  6. НАРБ. – Фонд. 951
  7. Русская Православная Церковь в годы великой Отечественной войны. Сборник документов. Сост. Васильева Ю., Кудрявцева И.И., Лыкова Л. А. Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва, 2009.  – 765 с.
  8. Силова, С. В. Крестный путь : белорусская Православная Церковь в период немецкой оккупации, 1941–1944 гг. / С. В. Силова. – Минск : Белорусский Экзархат, 2005 – 70 с.

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день