Архивы

Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

«ПОЛОЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ТАДУЛИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Во второй половине XIX в. Русская православная церковь (РПЦ) начала издавать в 63 епархиях, в том числе на территории белорусских губерний, епархиальные ведомости. В 1874 г. вышел первый выпуск «Полоцких епархиальных ведомостей» (ПЕВ).

Особенностью структуры издания являлось наличие двух разделов в каждом номере – официального и неофициального. Официальная часть предназначалась для публикации императорских манифестов и указов, касающихся Церкви, указов и распоряжений Святейшего Синода, епархиального начальства, сообщений о перемещениях, вакансиях, извлечений из годовых отчетов консистории, семинарии и других епархиальных учреждений. В неофициальном отделе наряду с отрывками из творений святых отцов, проповедями и сочинениями назидательного характера печатались местные исторические, биографические, краеведческие и библиографические материалы, описывалась деятельность приходов, монастырей, братств на территории Полоцкой епархии.

Необходимо отметить, что история образования и деятельности обители отражается на страницах издания, начиная с первых организационных мероприятий церковной власти в этом вопросе. Официальная часть ведомостей содержит публикации ряда важнейших документов, таких как указы и распоряжения. Например, указ Святейшего Синода епископу Полоцкому и Витебскому Маркеллу «Об обращении Тадулинского Успенского мужского монастыря в женский»; распоряжение о назначении и. д. настоятельницы монахини Александры (Твёрдой), о увольнении её же и назначении на должность настоятельницы монахини Аристоклии (Маевской). Указом о преобразовании предписывалась передача в пользование женскому монастырю всех земельных угодий и денежных сумм, ранее принадлежавших мужскому монастырю. Прежним также оставался штатный оклад в размере 2820 руб. в год. В этом же указе в обязанность монастырскому священнику вменялось состоять законоучителем в монастырском училище. В разделе «Епархиальные распоряжения и известия» содержатся поименные списки монахинь, переведённых из Полоцкого Свято-Евфросиниевского монастыря в Тадулинский. Наличие такого рода документов позволяет детально изучить этап становления Тадулинской женской обители.

Представляет интерес для исследователя статья священника Онуфрия Шостака, члена епархиальной комиссии, осуществлявшей контроль передачи имущества мужского Тадулинского монастыря новым насельницам, посвященная 25-летию преобразования обители. О. Онуфрий был командирован архиепископом Полоцким и Витебским Маркеллом в Тадулинский монастырь со специальным поручением – выселить в 24 часа из монастыря всю братию, кроме настоятеля, и подготовить инвентарные книги. В своих воспоминаниях о. Онуфрий в подробностях эмоционально описывает сам процесс передачи: отъезд монахов, приезд монахинь и их настрой, отказ от настоятельства мон. Александры (Твёрдой) по причине запустения обители, передачу имущества по описям и инвентарным книгам. Немаловажным кажется замечание о состоянии монастыря спустя 25 лет после передачи – «Обитель полна кипучей жизни и труда, везде виден порядок и достаток».

Внешний вид монастыря, его строительная деятельность, благоустройство, изменения в штате, порядок и ход богослужений, отношения с местным населением – всё это отражено в многочисленных статьях о посещениях обители епархиальными управляющими. На страницах ведомостей описываются визиты в обитель новопоставленных архиереев, которые они предпринимали с ознакомительной целью (О поездке Преосвященного Антонина, «Обозрение церквей Преосвященным Никодимом», «Первое посещение монастыря епископом Владимиром»), и на весеннее празднование дня святителя Николая Чудотворца, который был особо почитаем в этой обители («Тадулинская женская обитель и архиерейское в ней служение 9 мая» и др.). Судя по описаниям, на этот праздник стекались богомольцы не только Витебской, но также Псковской и Смоленской губерний. Количество участников праздничных богослужений составляет порядка 7–10 тыс. человек.

Среди перечисленных выше статей нужно выделить очерк, повествующий о поездке епископа Никодима по церквям и монастырям епархии 8 мая 1894 г. Среди прочей информации здесь приведены краткие сведения о истории и штате Тадулинского монастыря, описание Успенской и Александро-Невской церквей, упоминание о часовне в д. Пивовары. Уделено внимание постройке церковно-приходской школы при обители. Представляют интерес описания праздничных крестных ходов, их география. Так, например, выяснилось, что в шествиях на день Святителя Николая принимали участие прихожане Пышняковского, Суражского, Лемницкого, Горалевского, Яновичского, Вымнянского, Котовского и Бабиничского приходов. Крестные ходы соединялись у кладбищенской часовни Пышняковского  прихода, и направлялись к монастырю. Во время богослужения большая часть народа не вмещалась в Успенский храм, люди стояли во дворе. На праздник служилось 3 литургии. Указанные материалы являются ценным источником статистических сведений о повседневной жизни и деятельности монастыря, дают информацию о традициях проведения престольных праздников в обители, религиозном уровне населения, его отношении к монашествующим и церковной власти.

Интерес представляют материалы, касающиеся образовательных учреждений при обители. Опубликованные документы указывают дату и обстоятельства открытия женского духовного училища, описывают этапы строительства, внешний вид и торжества освящения учебного корпуса. В донесениях настоятельницы Аристоклии указывается, что Тадулинское училище было открыто 1 октября 1890 г., в этот же день освящено его помещение. Здание училища, построенное по проекту епархиального архитектора А. Клементьева, состояло из 2 этажей. Нижний этаж был каменным, на нём располагались столовая, буфет, гардеробная, умывальня, кухня и две комнаты для заведующих училищным хозяйством. На втором, деревянном, этаже размещались спальня воспитанниц, класс и комната для наставницы. По проекту здание длиной 11, 5 погонных метра было рассчитано на 20 учениц. Постройка обошлась монастырю в 5000 руб. Торжество освящения нового здания для училища происходило 1-го октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после богослужения. По окончанию крестного хода и молебна на начало учебного года начались занятия. Опубликованная на страницах ПЕВ речь архиепископа, произнесённая им при открытии училища, отражала значение данного учебного учреждения для Полоцкой епархии. Доклады комиссий и годовые отчеты Полоцкого епархиального наблюдателя освещают деятельность Тадулинского женского училища и образцовой церковно-приходской школы при нём. Публикации дают критическую оценку учебному процессу и его результатам. Тадулинская церковно- приходская школа перечисляется в числе 16 школ витебского уезда, успехи по пению и славянскому языку в которых были хорошие, в прочих – удовлетворительные.

Отдельно следует выделить сведения, которые содержатся в разделе «Награждения». Даты и обстоятельства возведения в сан игуменьи настоятельниц монастыря монахинь Аристоклии (Маевской), её преемницы Анфисы (Кузмицкой), епископские речи в честь этих событий, награждения монастырских священников – ценные штрихи,  составляющая часть монастырской истории. При вручении посоха новопоставленной игуменье Анфисе 14 июня 1915 г. в Витебском кафедральном соборе епископ прозвучали  наставления и поучания Владыки быть примером сёстрам, строго хранить церковные чинопоследования и монастырский устав,  занимать  сестёр рукоделием, искоренять празднословие, хранить веру и нравственность, помогать нищим. Важными кажутся также данные «о движении и перемещении по службе» священнослужителей, впоследствии ставших служащими священниками Тадулинского монастыря. Так, например, в одном из выпусков ПЕВ встречаются данные о назначении Николая Пригоровского на место псаломщика к Домниковской церкви Полоцкого уезда.

Свято-Успенский монастырь поддерживал связи с близлежащими приходскими храмами, нередко богослужение в них совершал монастырский священник. Поэтому для более полного изучения истории монастыря следует обращать внимание также на информацию, связанную с обителью не напрямую, а через призму истории отдельных храмов, приходов, церковно-приходских школ. Привлекает внимание рассказ об окончании ремонта Свято-Георгиевского Вымнянского храма, во время которого главный купол расписывал лично сам священник Соколов   за свои средства в дар храму. Настоятель Котовской церкви описывает, как приглашал архиерея для освящения заказанной им и написанной московским иконописцем иконы Божией Матери Иверской. Повествует о приезде архиерея  на праздник  Вознесения 10 мая 1890 г. после посещения им накануне Тадулинского монастыря. На литургии присутствовала настоятельница монастыря иг. Аристоклия, пел монастырский хор.

Таким образом, «Полоцкие Епархиальные Ведомости» являются значимым источником по истории Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря. Опубликованные на страницах этого издания в разные годы документы официального и публицистического характера – указы, распоряжения, донесения, статьи – иллюстрируют историю образования и деятельности обители, её внешний вид, строительство, благоустройство, изменения в штате, порядок богослужений, повседневную жизнь.

Л. А. Василицына 

Православный день