В 2011 г. Синодом Белорусской православной церкви было принято решение о возрождении Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря в деревне Слобода Витебского района. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование истории и внешнего вида как всей обители в целом, так и отдельных её строений. Цель работы: осветить историю главного монастырского храма – Успенского собора. Источниками для исследования послужили опубликованные работы о Тадулинском монастыре, фонды Национального исторического архива Беларуси, Государственного архива Витебской области. Применялись методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Тадулинский Успенский базилианский мужской монастырь был основан в XVIII в. трокским воеводой князем Тадеушем Огинским. В 1842 г. обитель была передана православным, а в 1888 г. преобразована из мужской в женскую. Главным монастырским храмом был собор Успения Пресвятой Богородицы, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Проследить историю храма, описать его архитектурные особенности и внутреннее убранство помогают публикации исследователей и архивные материалы.
Историки расходятся в вопросах о времени постройки собора и существовании ранее на этом месте православной церкви. К.А. Говорский, который продолжительное время работал с монастырским архивом, называет датой возведения 1769 г., указывая, что на месте строительства в прошлом стояла деревянная православная Успенская церковь [1, л. 34 об.]. А.М. Сементовский в статье «Тадулинский Свято-Успенский монастырь» относит основание обители к 1740-м гг., а постройку каменной соборной церкви к 1772–1774 гг. Он также говорит о существовании более раннего деревянного храма [2, с. 54]. Составители ежегодных монастырских отчётных ведомостей, хранящихся в фондах Национального исторического архива Беларуси, также приводят разные даты. Согласно ведомостям за 1895 г. и 1910 г. главная церковь монастыря была построена в 1769 г. на месте деревянной, возведенной в 1742 г. [3, д. 532, л. 50 об.; д. 684, л. 1]. В свою очередь, в ведомости за 1917 г. строительство собора отнесено к 1762 г. [4, д. 1109, л. 1].
Начальный этап строительства собора осуществлялся под личным контролем Т. Огинского. Интересным видится указание князя-фундатора настоятелю монастыря Гинко устроить собор по образцу Сенненского костёла. Для этого в Сенно отправили архитектора, который должен был срисовать внутренность храма [2, с. 54]. Т. Огинский отдавал указания о покрытии приделов храма черепицей, башен-колоколен железом, о устройстве подвалов для погребения усопших. По желанию князя в соборе должно было быть не более пяти алтарей с каменными престолами, он же определил и необходимое количество образов: св. Николая, св. Василия, св. Онуфрия и св. Фаддея. Отдельно оговаривалось предполагаемое расположение иконы Пресвятой Богородицы в нише главного придела. Собор был освящен Полоцким униатским архиепископом Флорианом (Гребницким), а в 1793 г., вероятно после очередного ремонта, архиепископом Ираклием (Лисовским) [1, л. 34 об.].
Внешне храм имел прямоугольную продолговатую форму, гонтовую двускатную крышу, небольшой крест над главным престолом. На одной из двух башен над треугольным фронтоном главного фасада размещалась колокольня [4, д. 607, л. 1]. В средней части фронтона находилось изображение огненного столба с надписью на латыни: «Talis est Basilius magnus» («Таков есть Василий Великий»). Сверху столба помещались начальные буквы имени Спасителя, над ними – крест, над крестом – сердце. Ниже столба – имя Богоматери, справа от которого изображение Василия Великого, а слева – Николая Чудотворца. Длина храма от наружных дверей до центрального алтаря составляла 20,6 м., длина алтаря – 4,6 м., ширина храма – 17,4 м. [2, с. 53]. Член Витебской губернской архивной комиссии В.С. Арсеньев, посетивший монастырь в начале XX в., описал склеп, который находился под алтарной частью собора. Он же указал, что к церкви примыкал двухэтажный каменный монастырский корпус. Направо от главного входа находился сад, налево – липовая аллея [5, с. 14].
Наиболее полное описание интерьера оставил А.М. Сементовский, который побывал в обители в 1860-х гг.: «Успенская церковь светла и просторна; стены её раскрашены сухими красками, под мрамор; образов очень мало; кафедра с левой стороны; пол дощатый, а в главном алтаре паркетный» [2, с. 62]. Он отмечал «католический облик» православного на то время собора: открытое горнее место, низкий каменный иконостас, разделённый на пять частей шестью колоннами, гипсовые статуи по бокам запрестольных образов, часть из которых в епископском облачении, а часть в княжеских коронах и панцирях. Царские врата и боковые двери были из железа, решётчатые, посеребренные, с золочёными розетками [2, с. 60].
Кроме главного алтаря в храме имелось два придела. Их названия в источниках указываются по-разному. Вероятно, с течением времени происходили переосвящения. В «Ведомости о Тадулинском второклассном монастыре, состоящем в Витебской губернии, Суражского уезда за 1848 год» отмечено, что церковь имеет три престола: Успения Божией Матери, Святителя Николая, Божией Матери[3, д. 282, л. 9 об.–10]. А.М. Сементовский пишет, что правый придел был посвящён Святителю Николаю, а левый Святителю Василию Великому [2, с. 61]. В документах за 1871 г. кроме престолов в честь Успения и Святителя Николая называется престол во имя Рождества Богородицы [4, д. 607, л. 1]. Инвентарь монастыря за 1788 г. приводит названия, указанные ранее А.М. Сементовским [4, д. 2, л. 1]. В формулярной ведомости за 1917 г. третьим, кроме Успения и Святого Николая, назван придел мученицы Параскевы [4, д. 1109, л. 1].
Подробно А.М. Сементовский описывает и некоторые храмовые иконы, среди которых выделяет почитаемый образ св. Николая, св. Василия Великого, св. Нила [2, с. 61]. Главной монастырской святыней была Тадулинская икона Божией Матери, подаренная монастырю Огинскими в 1743 г. Образ находился в запрестольной нише центрального алтаря под голубой, венчанной золотой короной, сенью. На иконе Пресвятая Дева изображалась в сквозной короне и ожерельем на шее, поверх ниспадающего с головы покрывала. Правая рука Богородицы покоилась на груди, а левая поддерживала Младенца Иисуса. Голова Младенца также была увенчана короной, правая рука Спасителя в благословляющем положении, левой Он прижимал к груди книгу. Внизу иконы содержалась надпись на латыни: «S. Maria Tadulinensin, Miraculis Clarissimein Palatinatu Vitebscensi» («Святая Мария Тадулинская, прославленная чудесами в Витебском воеводстве»). Образ был покрыт медной позолоченной ризой. Вокруг находилось 34 изображения событий земной жизни Богородицы [2, с. 60].
За время существования Свято-Успенский собор неоднократно менял свой облик. Некоторые изменения были связаны с естественным износом здания, другие стали следствием смены конфессиональной принадлежности. В 1843 г. при ремонте монастырских построек была заменена колокольня и сделаны новые входные врата [3, д. 81, л. 2–4]. В 1879 г. по центру окрашенной медной краской крыши установили деревянный, покрытый железом, купол, в 1909 г. позолотили кресты [3, д. 648, л. 1–2].
После революции 1917 г. жизнь в Тадулинском, как и во многих других монастырях, была нарушена. В 1921 г. под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья было принято решение закрыть обитель, а в монастырские помещения поселить детей-сирот [6, д. 23, л. 137]. В июне 1922 г. в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из храма были вывезены многие святыни. В описи изъятого имущества упоминается серебряная риза и украшенная полудрагоценными камнями корона, снятые с Тадулинской иконы Божией Матери. Эта запись – последнее известное упоминание о чудотворном образе, дальнейшая судьба которого остается неизвестной [7, д. 761, л. 115]. После закрытия монастыря Свято-Успенский собор продолжал свою деятельность в качестве приходского. Среди действующих храмов Витебского округа он упоминался еще в 1928 г. [8, д. 76, л. 13–14].
По свидетельству местных жителей, осенью 1943 г. при отступлении немецких войск собор был взорван. Уцелевшие при взрыве остатки кирпичных стен после войны разобрали и вывезли на укладку дороги до центра сельсовета в г.п. Яновичи [9, с. 4]. На сегодняшний день частично сохранились фундамент и подвальные помещения монастырского комплекса.
Успенский собор являлся центром приходской жизни Тадулинского монастыря и прекрасным образцом церковного зодчества. Построенный в XVIII в. Т. Огинским он неоднократно менял свой внешний и внутренний облик, что было связано с естественным старением здания и сменой конфессиональной принадлежности. После закрытия монастыря в 1920-х гг. храмовые святыни были конфискованы, а сам собор взорван во время Великой Отечественной войны. Возрождение обители на историческом месте станет значительным явлением духовной жизни, а строительство Свято-Успенского собора обогатит архитектурный облик региона.
Любовь Василицына
Список использованных источников