Архивы

Сельскохозяйственная коммуна Тупичевской монашеской общины в 1920-е гг.

В статье рассматриваются обстоятельства организации и хозяйственная деятельность Тупичевской сельскохозяйственной коммуны. Указаны основные причины ликвидации коммуны.

 Возрождение традиций православных монастырей на современном этапе делает актуальным обращение к их историческому прошлому. Особый интерес представляют проблемы существования монашеских общин в советский период. Одной из форм их организации были сельскохозяйственные артели и коммуны.

После Октябрьской революции имущество Мстиславского Тупичевского Свято-Духова женского монастыря было национализировано. Верующие Мстиславля направили заявление о передаче им для религиозных целей монастырского храма и храмового имущества, которое властями было удовлетворено.

Весной 1921 г. была организована Тупичевская сельскохозяйственная коммуна, в состав 70 членов которой вошло более 20 монахинь. Коммуна была зарегистрирована в Мстиславльском уисполкоме, а 11 октября 1922 г. в Смоленском отделении сельхозкооперации. Местные власти пытались исключить монахинь из состава коммуны, однако постановлением Совета они были восстановлены. Коллектив Тупичевской коммуны возглавляла учительница бывшей монастырской школы Савченко А.Г. [1, л. 3].

В хозяйственном плане Тупичевская коммуна была одной из самых развитых в регионе, являлась образцом для местного населения.  За первые годы существования были достигнуты значительные результаты в формировании материальной базы и ведении хозяйства. Были отремонтированы бывшие монастырские здания, закуплен инвентарь, в том числе  молотилка, сеялка, прессовальня для коровьего масла. Своей продукцией коммуна снабжала окрестные деревни и город. В  несколько раз увеличилось поголовье лошадей и коров, община стала заводчиком свиней йоркширской породы, развивала семенной рассадник огородных культур и хлебных злаков. На высоком уровне находилось пчеловодство. Специалисты коммуны – огородницы, садоводы, пчеловоды, скотоводы, полеводы – часто посещали сельскохозяйственные курсы [4, л. 5]. Одновременно с сельскохозяйственной деятельностью сестры оказывали помощь местному населению по уходу за больными [3, л. 3, 4].

В апреле 1924 г. местные власти стали предпринимать попытки ликвидировать коммуну. Формальным основанием послужило участие ее членов в организации приходской деятельности и отсутствие документов о национализации монастырского земельного фонда, которым пользовалась коммуна. Но основной причиной расформирования являлось то, что монастырская община продолжала действовать, а коммуна, таким образом, являлась ее материальной базой [1, л. 3]. Представители Мстиславского уисполкома настаивали на том, что Тупичевская религиозная организация не имела права вступать в какие-либо имущественные отношения и получать госимущество не конфессионального характера [1]. В итоге было принято решение коммуну ликвидировать, ее имущество и инвентарь передать в агроцентры, а постройки закрепить за уисполкомом [1, л. 26]. Члены общины получили предписание в недельный срок освободить монастырские помещения. Некоторые монахини уехали, часть осталась проживать на территории монастырского комплекса.

Руководство предпринимало попытки сохранить коммуну или образовать артель из числа коммунаров на бывших монастырских землях. Уполномоченная А. Савченко летом 1924 г. неоднократно обращалась в ЦИК Беларуси с заявлениями, в которых подробно описывала устройство коммуны, ссылалась на крестьянское происхождение всех членов объединения, указывала, что обработку земли и развитие хозяйства они производили своими силами. Обращалось внимание на то, что коммуна обслуживала продукцией окрестное население. А. Савченко заявляла, что совхоз не нарушал законодательство, в сроки уплачивал налоги, просила предоставить землю на арендных началах для коллективной обработки, чтобы сохранить хозяйство в целом. Главную же причину закрытия руководство общины видело в личных мотивах местных властей, которым нужны были монастырские помещения [3, лл. 3–4, 6].

Вопрос о ликвидации Тупичевской коммуны рассматривался одновременно в ЦИК БССР, Наркомюсте и Наркомземе. Заключение этих инстанций сводилось к тому, что бывший монастырский земельный участок должен быть изъят и передан в государственный земельный фонд. Инвентарь, ранее переданный членам коммуны, было принято считать госимуществом и оставить в распоряжении государства, а приобретенный коммуной за свой счет оставить в распоряжении коммунаров [2, л. 2].

После ликвидации Тупичевской коммуны Мстиславский земельный отдел постановил сдать землю и хозяйство в аренду с условием, что новый арендатор не допустит в коллектив монахинь. Через некоторое время участком, постройками и имуществом монастыря заинтересовалось правление Белсельпромсоюза [3, л. 7].

Вероятно, одновременно с расформированием Тупичевской коммуны был закрыт и монастырский храм, ранее зарегистрированный как приходской. Косвенно это подтверждает рапорт Мстиславского уполномоченного обновленческого Синода, в котором сообщается, что местночтимая Тупичевская икона Пресвятой Богородицы, ранее хранившаяся в Свято-Духовом монастыре, должна была находиться поочередно в Соборной, Троицкой и Александро-Невской церквях г.Мстиславля [4, л. 14].

Таким образом, Тупичевская сельскохозяйственная коммуна, зарегистрированная одновременно с приходской общиной бывшей монастырской церкви и состоящая частично из насельниц обители, фактически являлась формой сохранения монашеской общины.

Коммуна вела плодотворную хозяйственную деятельность и отличалась развитостью экономических и социальных связей с местным населением. Однако религиозность коммунаров дала местным властям основание для принятия решения о расформировании организации и изъятия ее имущества. Руководство предпринимало безуспешные попытки сохранить или реорганизовать Тупичевскую коммуну.

Вместе с ликвидацией коммуны завершилось существование Тупичевского женского Свято-Духова монастыря.

 

Любовь Василицына

Литература

  1. Инструкция НКЮ и НКВД по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства от 19.6.1923 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/vera/20.htm. – Дата доступа: 10.02.2017.
  2. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Фонд 6. – Оп. 1. – Д. 338: Протоколы заседаний президиума Мстиславльского уездного исполкома. 1924 г.
  3. НАРБ. – Фонд 6. – Оп. 1. – Д. 413: Переписка с Наркомюстом БССР о… ликвидации Тупичевской коммуны Казимирово-Слободской волости.
  4. НИАБ. – Фонд 2786. – Оп. 1. – Д. 18: Доклады уполномоченного и благочинного 4-го округа благочиния за 1924 – 1925 гг.

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день