Архивы

Собор новомучеников и исповедников земли Белорусской

28, 29 и 30 октября 1937 года по всей советской Белоруссии прокатилась волна расстрелов верующих, а в подвалах минской тюрьмы «американки» было казнено более сотни представителей белорусской культурной и научной элиты. Именно поэтому и в церковном, и в гражданском календаре последние дни октября в Беларуси стоят особо как дни национальной скорби, а дата 28 октября избрана днем памяти новомучеников и исповедников белорусских. Он был установлен решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2011 году. Совершать празднование надлежит 28 октября при совпадении этой даты с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после него. 

Гонения, направленные против Русской Православной Церкви в недавние десятилетия XX века, по своим масштабам и жестокости вполне сравнимы с теми преследованиями, которые пережили христиане Римской империи в I – начале IV столетия. Десятки тысяч разрушенных храмов, сотни закрытых монастырских обителей, миллионы арестованных, заключенных в концлагеря, сосланных и расстрелянных людей стали результатом безумной попытки претворения в жизнь безбожной идеологии, которая временно, как и все от человека приносимое, «восторжествовала» в России в XX веке. 

В 1921 году по условиям Рижского договора Белоруссия была разделена между Польшей и СССР. Как в Западной, так и в Восточной части Белоруссии в 20 — 30-е годы, хотя и в разных формах (и под разными предлогами), продолжилось глумление над Православной Церковью.

Сегодня мало кто представляет себе ту атмосферу, которая господствовала в обществе 30-х годов XX века. Для большей наглядности не лишне будет вкратце обратиться к прессе тех лет. 

В газете «Рабочий» за 19 января 1930 года, вышедшей в день празднования Крещения Господня, рассказывалось о том, как в Минске в этот же самый день проходил антирелигиозный митинг: «Костер пылал в кругу, яркие ленты пламени взвивались в темноте. Горели иконы. Группа демонстрантов принесла небольшой гроб, уложила в него десяток икон, навсегда изгнанных из рабочих квартир, и подожгла. Костер горел посреди площади Свободы… Митинг был коротким, но он прекрасно отразил волю многотысячной демонстрации рабочих, с факелами, с лозунгами вышедших, чтобы требовать: “церкви – под клубы”». 

В этих страшных условиях официально поощряемого презрения и материальной нужды духовенству очень сложно было сохранить верность избранному в жизни пути пастырского служения, не поддаться соблазнам мира сего, не отказаться от священного сана. 

На протяжении последних трех десятилетий в Белорусской Православной Церкви ведется активная исследовательская работа по изучению подвига новомучеников и исповедников ХХ века. Первым нормативно-правовым актом, санкционировавшим возможность доступа белорусских исследователей к уголовным делам репрессированных, стало Постановление Верховного Совета БССР от 6 июня 1991 г. № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 1920-1980-х годов в Республике Беларусь». Систематическое изучение следственных материалов (анкет арестованных, протоколов допросов, показаний свидетелей и материалов для реабилитации) в значительной степени позволяет восстановить биографические данные пострадавших за Церковь Христову. 

Начало профессионального изучения подвига белорусских новомучеников и исповедников было положено в 1990-е годы трудами выпускника исторического факультета БГУ и Минской духовной академии священника Феодора Кривоноса. Обратившись к материалам Центрального архива КГБ Республики Беларусь, священник Феодор в 1996 году издал «Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы)», включающий краткие справочные данные о 332 репрессированных православных священнослужителях, монашествующих и мирянах. 

В 2006 году решением Святого Синода Белорусского Экзархата была образована Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Помимо вопросов подготовки материалов для прославления белорусских святых, Комиссии было поручено организовать работу по составлению епархиальных мартирологов (перечней пострадавших за веру христиан). В состав Комиссии были включены представители всех белорусских епархий, перед которыми была поставлена задача сбора материалов о православных священнослужителях, монашествующих и мирянах, необоснованно подвергавшимся репрессиям. На протяжении последних тридцати лет центрами изучения подвига новомучеников и исповедников являлись Минские духовные академия и семинария.

В результате проведенных исследований перечень почитаемых в Белорусской Православной Церкви новомучеников и исповедников в настоящее время включает более 30 имен. 

В их честь построены храмы в разных уголках Беларуси – Минске, Могилеве, Гродно, Гомеле, Дятлово, Скиделе и некоторых других городах и селах.

Тропарь Собора новомучеников и исповедников земли Белорусския,

глас 4

Святии новомученицы земли Белорусския, / благочестия светильницы и жития евангельскаго образи, / заточения, изгнания и горькия работы мужественне претерпевшии / и Христа ради даже до крове пострадавшии, / Егоже, яко Начальника мира и спасения Совершителя, / усердно ныне молите // помиловати души наша.

Кондак Собора новомучеников и исповедников земли Белорусския,

глас 8

Новомученицы и исповедницы земли нашея, / в тяжких испытаниих даже до смерти любовь к Богу сохраньше, / правило веры и образ благочестия нам явили есте. / Сего ради, ныне в Небесных обителех ликующе, // молите Христа Бога, да спасет души наша.

Величание

Величаем вас, / святии новомученицы и исповедницы земли Белорусския, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа во утверждение веры Православныя // претерпели есте.

По материалам oroik.by

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день