29-30 апреля 2015 года в Жировичском ставропигиальном мужском монастыре проходило первое собрание игуменов и игумений монастырей Белорусской Православной церкви.
В Успенском храме обители 30 апреля была совершена Божественная Литургия, которую возглавили епископы Лидский и Сморгонский Порфирий и Борисовский и Марьиногорский Вениамин. Оба Владыки – бывшие насельники Жировичского монастыря. После совместной молитвы и трапезы в актовом зале Минской Духовной Семинарии открылось собрание.
Наиболее опытные настоятели и настоятельницы белорусских обителей выступили с докладами.
Епископ Вениамин, игумен Ляденского мужского монастыря, на примере Оптинского старца Моисея (Путилова) показал личность игумена, который «с Божьей помощью сумел из запущенного… монастыря создать славную духовным преуспеянием братии обитель». Владыка отметил, что важную роль в деле возрождения монастыря играет позиция правящего архиерея. Например, Оптина пустынь в начале XIX века получила серьёзную поддержку преосвященного Филарета (Амфитеатрова), почитателя монашества. Раскрывая личность преподобного Моисея, епископ Вениамин обратил внимание на его духовную мудрость, добродушие, сдержанность характера и чувство юмора. «Человек, его душа были отцу Моисею дороже всех дел». И эта ответственность за вверенные души была характерна для всех Оптинских старцев. В заключение Владыка сказал, что нам важно сегодня сделать попытку осмыслить духовный опыт старца Моисея, который соединил в себе традиции русского и афонского монашества.
Епископ Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского Экзархата, поделился впечатлениями от Ватопедского монастыря. Будучи благочинным Жировичской обители, отец Порфирий дважды посещал Афон и по месяцу жил в Ватопедской обители, выполняя с братией общие послушания. Выступление епископа Порфирия было не докладом, а живым и интересным повествованием о Святогорских иноках. «Что впечатляет больше всего – кротость и незлобие братии», – отметил Владыка. И, конечно, сильное впечатление осталось от общения с отцом Ефремом, игуменом Ватопедской обители. Епископ Порфирий указал на то, что для белорусского монашества может быть весьма полезным более тесное общение с афонскими иноками, поскольку монашеская традиция на Святой Горе не прерывалась. В качестве примера Владыка привёл опыт Валаамского монастыря.
Далее слово было предоставлено игумену Михею, наместнику Свято-Зосимо-Савватиевского монастыря Новогрудской епархии. Прежде чем перейти к теме доклада, отец игумен поблагодарил организаторов настоящей встречи, отметив важность и необходимость духовного общения монашествующих. В своём выступлении отец Михей обратился к учению святителя Игнатия (Брянчанинова) как к практическому руководству в организации духовной жизни современного монастыря. «Истинное христианство и истинное монашество заключается в исполнении Евангельских заповедей», – писал святитель Игнатий. Поэтому важнейшим келейным занятием инока должно быть чтение и изучение Евангелия. Первоочередная задача для инока, по святителю, – удаление от мира, иначе невозможно стать хорошим монахом. И, конечно же, первостепенное место в духовной жизни монаха должна занимать молитва. Говоря о послушании, отец Михей обратил внимание на слова святителя Игнатия о том, что нашему времени не дано беспрекословного послушания древних в силу оскудения духоносных наставников. Другой серьёзной проблемой современных монастырей является недостаток времени у насельников на келейное правило и участие в Богослужении из-за многочисленных трудовых послушаний. Игумен Михей предложил обратиться к опыту Ватопедского монастыря, где при наличии большого хозяйства и ремонтных работ, тем не менее, братия трудится не более 4-5 часов, а присутствие на Богослужении обязательно для всех. Свободное время предназначено для келейной молитвы и чтения. И ещё одна проблема была затронута отцом игуменом: как хитро мир проникает в жизнь монастырей, когда посетители неизбежно приносят в обитель мирской дух, и как важно найти возможность оградить братию от лишнего общения с мирянами.
Из настоятельниц женских обителей выступили игумения Евдокия (Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь) и игумения Александра (Рождество-Богородицкий монастырь в г. Бресте).
Игумения Евдокия посвятила свой доклад Божественной Евхаристии как основе единства во Христе насельников монастыря. Матушка сравнила жизнь общежительного монастыря с образом жизни первой христианской общины, «где все члены общежития пребывают в общении жизни во Христе». Главной чертой духовно благополучного монастыря игумения Евдокия назвала духовное единство в любви, сплочённость братии вокруг игумена. Но фундаментом, на котором строятся такие отношения, является Христос, и с Ним соединяются монахи в Причащении Святых Христовых Таин. Матушка Евдокия также рассказала о традиции общего говения, которую бережно хранят насельницы Полоцкого монастыря.
Игумения Александра поделилась размышлениями о монастыре как о духовной семье. Вспоминая о нелёгких годах обустройства разорённых обителей, матушка Александра высказала мнение, что «сколь ни много приходилось отдавать сил на восстановление монастырских стен, сделать из монастыря единый, цельный организм, который в одном порыве устремился бы к “единому на потребу”, – несоизмеримо труднее». Таким образом, игумении необходимо, прежде всего, созидать духовную семью, прообразом которой является Сам Господь с учениками. Далее матушка привела в качестве примера опыт архимандрита Софрония (Сахарова), который изначально создавал свой монастырь в Эссексе именно как духовную семью. Идеал монашеского общежития, по словам отца Софрония, – это единство, но его нельзя сразу достигнуть. Это цель, которую нужно поставить перед собой и стремиться к ней ежедневно. В заключение игумения Александра рассказала о жизни насельниц Брестской Рождество-Богородицкой обители. «Мы не ставим перед собой невыполнимых задач», – подчеркнула матушка.
Настоятельница одного из женских монастырей попросила игумению Александру рассказать о своём опыте общения с греческим монашеством и как этот опыт перенимается в Брестском монастыре. Матушка Александра ответила, что она пока присматривается к греческому монашескому опыту и не торопится ничего существенно менять в своей обители.
По окончании собрания было выражено общее желание в дальнейшем продолжать подобные встречи для духовного общения. На проведение встреч монашествующих получено благословение Его Высокопреосвященства Экзарха Беларуси Митрополита Павла.
Свято-Успенский монастырь.
* фото с сайта monasterium.by
>