Проблема организационной деятельности религиозных общин в советский период является перспективным и малоизученным направлением научных исследований. Цель работы: осветить создание и деятельность Тадулинской трудовой женской сельскохозяйственной артели в 1917–1920-е гг.
Источниками послужили материалы Государственного архива Витебской области. Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности и системности. Были использованы общенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, а также специально-исторические – историко-генетический, ретроспективный.
Установление советской власти сопровождалось принятием ряда постановлений, которые определили новую систему государственно-церковных отношений. В соответствии с Декретом «О земле» и последующим законом «О социализации земли», монастырский земельный фонд относился к нетрудовым угодьям, подлежащим изъятию и перераспределению. Эта ситуация вынудила Русскую православную церковь искать новые формы существования своих институтов. Одной из форм сохранения монастырских общин стали создаваемые на базе их хозяйств трудовые сельскохозяйственные артели.
Постановление президиума Витебского уездного исполкома от 8 сентября 1921 г. предписывало выселить монахинь Тадулинского Свято-Успенского монастыря в фольварк Зайбужье Вымнянской волости, а монастырские постройки, сад и огороды передать в пользование Тадулинскому школьному городку. В помещениях монастыря предполагалось поместить интернат для детей голодающих районов Поволжья [1, ф. 104, оп. 1, д. 23, л. 137]. Тем не менее, монахини продолжали проживать на территории монастыря и принимали участие в жизни Тадулинского интерната [1, ф. 104, оп. 1, д. 23, л. 219].
4 октября 1922 г. организованная при монастыре трудовая община на общем собрании приняла решение основать трудовую артель и обратилась с заявлением в Губернское земельное управление (ГубЗУ). В обращении указывалось, что члены общины совместно личным трудом обрабатывают землю, имеют общие доходы и в срок выполняют продналог [1, ф. 14, оп.1, д. 992, л. 64–65].
Земельный отдел Витебского губисполкома зарегистрировал артель и утвердил ее устав, согласно которому артель имела в пользовании 20 десятин земли, а также огород размером ¼ десятины и сад размером ¾ десятины. Делами артели управляли Общее собрание и Коммунальный совет, в который входили: Е. Вяль, М. Левина, А. Шпаковская, А. Саутченкова, С. Иванова. Первоначально в состав артели входило 50 человек в возрасте от 25 до 70 лет [1, ф. 14, оп.1, д. 992, л. 63, 66].
В первые годы существования Тадулинская артель смогла добиться закрепления за собой прав на монастырские сад и огород, которые оспаривала школа [1, ф. 14, оп. 7, д. 24, л. 3, 6]. Артели пришлось решать и проблемы с жилыми помещениями. Уполномоченная Е. Вяль обращалась в Витебский уисполком с просьбой предоставить общине для проживания двухэтажный флигель Тадулинской церкви, пустовавший после выселения из него детей Поволжья [1, ф. 221, оп. 1, д. 130, л. 129].
Кроме обработки земли члены артели занимались кустарным производством тканей и ниток, рукоделием. Интересно, что среди экспонатов, представленных в 1923 г. на Всероссийской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставке от Витебской губернии, присутствовали предметы, произведенные Тадулинской артелью: диванная подушка и столовая салфетка [1, ф. 14, оп.1, д. 1386, л. 117].
14 марта 1928 г. Витебский окружной исполнительный комитет принял решение о ликвидации Тадулинской сельскохозяйственной артели. Основным аргументом стало функционирование под видом артели женского монастыря. Было решено ликвидировать руководящие органы артели, монахинь выселить, больных и нетрудоспособных передать в Собез или отправить к родственникам. Имущество передать райисполкому, а земельный фонд – в пользование крестьян, с поручением организовать новую трудовую артель, оставив 10 человек и добавив к ним новый состав [1, ф. 10051п, оп. 1, д. 660, л. 72–73]. Вероятно принятое решение не было исполнено и монастырская артель просуществовала еще более года, так как на заседании облисполкома 12 июня 1929 г. было решено подтвердить постановление президиума Окрисполкома от 14 марта 1928 г. «О ликвидации Тадулинской С установлением советской власти изменилось правовое и имущественное положение Тадулинского женского монастыря. В существующих условиях для сохранения организованной жизни обители была создана трудовая община, впоследствии преобразованная в сельскохозяйственную артель, которая занималась обработкой земли и кустарными промыслами.
Любовь Василицына
Литература: