Архивы

Терпением вашим спасайте души ваши

евангелие от Луки. 21 гл., 19 ст.

 Терпение… Кто знает, что это такое? Только тот, кто терпит. Мы – христиане и первый наш признак – это перенесение всего скорбного, всех болезней, искушений с благодарением Богу за все. Если мы истинные, мы терпим. Если ропщем – мы не христиане. Терпение – это Крест Христов, это ежедневное рабство Христу и постоянное умирание на Кресте Терпения. Сам Господь страдал и терпел на Кресте, и нам оставил образ и пример для подражания. Нет у нас другой дороги в Царство Небесное, кроме: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное». Скорби – это огненное искушение, это такое горнило, в котором отделяется чистый металл от примеси, то есть добродетель от тщеславия, самолюбия, славолюбия: «очищено седмирицею». Значит на добродетели стоит самый высокий знак качества, потому что «7» — это исполнение всего, это самая высокая проба золота или серебра. Если человека все время посещают скорби, то это – знак особой милости Божьей, Божьего Промысла над нимСкорбь выпаливает страсти из сердца, на тело она действует как яд. Тело умирает, душа оживает. Кроме того, скорбь отводит человека от мира, от суеты и многозаботливости; направляет духовные глаза внутрь себя из внешности. Скорбь изглаживает из хартий наших грехи, потому что «претерпевший до конца спасен будет»Велико Терпение, и только за Терпение Господь дает спасение. Сколько тут потерпим, столько там получим. Все, что мы приобретаем на земле, — это для Жизни Вечной. И когда мы просим каждый день: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — то имеем в виду не только кусок хлеба. А хоть кроху Терпения, хоть корочку, чтобы потерпеть в этот день себя, окружающих и злобу невидимых. Каждый день истинный раб Божий встает на поле боя с миром, плотью и дьяволом. И победа определяется именно Терпением: сможешь все, все, что случается, потерпеть со словами на устах и в сердце «Слава Богу за все», сможешь потерпеть и не разгневаться, не обозлиться, не раздражиться? Сможешь стиснуть зубы и потерпеть, промолчать тогда, когда душа криком кричит, и так хочется сказать? Сможешь, закрыв глаза, потерпеть недостатки и грехи ближнего, которые вопиют к Небу и заползают в твое сердце змеей осуждения? А как потерпеть себя, свое ничтожное «я», которое нагло и безстыдно поднимает свой голос против Безначального и Безпредельного Бога??? Вот это и есть ежедневный Крест Христов, который мы берем на свои рамена. И благо, когда ты не пытаешься его скинуть, а тянешь; изнемогаешь, падаешь, а не бросаешь все равно. А есть еще высота Креста – когда незаслуженно терпишь поношения, ругань, клевету, напраслину, когда изгоняют и уничижают, бичуют только потому, что ты хочешь жить по Правде, как Евангелие учит.

Для того, чтобы терпеть, нужно иметь твердую Веру в Промысел Божий над каждым человеком. Без Воли Божьей и влас из главы не выпадет. И если Господь попускает тебе скорбь, или искушение, или болезнь, то цель всего этого одна – очистить в этой жизни и приготовить для Жизни Вечной. Когда нашло на тебя искушение, как река, когда храмину твоей души шарпают ветры гнева и срывают крышу, ты не ищи, почему оно и для чего оно. Не забивай голову извечными вопросами: «Кто виноват?» Ищи одного – как все перенести с Терпением и Благодарением. Ответ на все вопросы один – так нужно Богу. Это есть спасительная простота. Когда есть вера несомнительная в сердце человека, то она вводит человека в дом Терпения и Великодушия. Тогда и скорбь кажется удобоносимою, подъемною по-нашему. Если нет твердой веры в Промысел Божий, то мы никогда не будем терпеть. Потому что тогда нам нет ради чего терпеть. А когда верим, то понимаем, что Господь через терпение всего скорбного дает нам и средства для спасения души и очищение от греховной проказы, и готовит нам венцы для Вечности одновременно. И это все – по Своему великому Милосердию к нам, грешным. Если дерево заболело и некоторые ветки у него засохли, то для чего они нужны? Их нужно отрубить, чтобы просторнее другим было. Что-то отрубить, что-то подчистить, где-то подпилить. А потом глиной подмазать живые места, чтобы дереву не так болело, чтобы быстрее раны заживали. Дерево – оно живое и ему также, как и нам, больно. Только оно молчит и ничего нам не говорит. Это мы только жалуемся на тяжелую жизнь, ропщем. Хотя особых трудностей мы еще не видели. Все, что с вами случалось в жизни, — это укус комара в сравнении с тем, что придется пережить.

Терпение выпрашивается Молитвой. Чтобы войти в дом Терпения и взять пищу – Смирение, двери одни – «Слава Богу за все». Это – самая первая и самая высшая Молитва. Все Святые Отцы входили в Терпение только этим путем. Они всегда всем были довольны и за все благодарили Бога, за все Его славили. Поучительная история Иова Многострадального. Все Господь забрал, чтобы проверить его любовь. И он не смутился, ни на йоту не подвинулся: «Бог дал. Бог взял. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века». Терпение и Благодарение между собой переплетены так тесно, как веревки в канате. Терпение дается за Благодарение, а чем больше терпишь, тем больше усугубляется в душе благодарение. Оно – признак Живой Веры в сердце человека, он все время рядом ощущает присутствие Бога Живаго. Это есть Вера Животворящая, а не мертвая – обрядовая, внешняя, вера камней, зданий, воскрилий риз и хранилищ. Благодарение «Слава Богу за все» выгоняет из сердца человека малодушие, трусливость, борит и побеждает уныние и отчаяние.

Запомните, зарубите себе на носу – первые ваши слова хоть в горе, хоть в радости – «Слава Богу за все». И только в Благодарении за скорби Господь посылает утешение и силу терпеть и долготерпеть. Будете благодарить – потерпите, не будете – ни одной минуты не сможете устоять. Для преодоления скорбей нам нужно стяжать добродетели: Мужество, Мудрость и Смирение. А Терпение – это как стержень всего, оно проходит через все добродетели.

Самое тяжелое – потерпеть себя, свои недостатки; то мерзкое «я», то зловоние и смрадность. Попробуй поблагодари, когда нам так жаль себя, своей плоти; когда ропот у нас постоянно на устах, а в сердце – змея самолюбия и саможаления! Ты еще только соберешься сказать: «Слава Богу за все», а в помыслах – «За что мне такое?» А кто же на Голгофу пойдет, когда мы Крест даже не пытаемся поднять? А если даже взяли, то при первой возможности хотим его кинуть, потому что он – тяжелый для нас. Наша Вера – Истинная, Православная, чистая и непорочная. И она – в Терпении. Если бы мы только знали, как для спасения души и Жизни Вечной нужно Терпение! Это враг нас делает нетерпеливыми, ему это на рукуОн в наших глазах все рисует в черных тонах: «Нет, нет, я такое просто не переживу», — говорит человек, когда что-то случается. Неправда, с Божьей помощью все можно пережить: «Все могу о укрепляющем мя Господе». Без Бога – ни до порога, а с Богом – далеко за порогом. Потому что тогда уже терпишь не ты, а Господь за тебя терпит и страдает. Твое только желание – произволение терпеть: «Господи, я хочу, но я такая немощная. Я хочу, но не могу. Дай мне силы терпеть». А все прочее – Его. Будет в твоей душе решимость и произволение терпеть все Христа ради, Господь даст и крепость. Твое желание и Божья помощь – пропорциональны: сколько хочешь вместить и перенести страданий и унижений, столько и Господь даст Благодати, чтобы их перенести. «Сила Божия в немощи совершается». «Кто имеет, тому и дано будет» — кто имеет произволение, тому дастся и Благодать; кто имеет желание получить добродетель, тому она и дастся. Кто имеет Терпение, тому свыше дано будет спасение.

Печатается с сокращениями по книге «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий. 1957 г.

ВЕРЬЕТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖЬЕГО БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день