Архивы

Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

Откуда появилась традиция?

Благочестивая традиция приносить плоды в благословение Богу пришла к нам с ветхозаветных времен, то есть была известна еще до Рождества Христова. В библейской книге Левит говорится: Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… Приносить было положено начатки, то есть первый урожай от всех плодов, важных для жизни человека. Целью такого приношения была благодарность Богу за Его милости и щедроты, за то, что Он помог вырастить и собрать урожай. В древности люди хорошо понимали, что всем, что они имеют, они обязаны Богу, и не забывали благодарить Его за это. Внешне суть благодарения, как правило, выражалась в том, что символическую часть принесенного урожая человек оставлял в храме.

В чем смысл освящения плодов?

И сегодня смысл приношения плодов в храм, в том числе освящение яблок и меда, существенно не поменялся. Человек приносит в храм первый урожай, чтобы поблагодарить Бога и испросить у Него благословения на дальнейшие труды. Таким образом благословляется сам труд человека, он пребывает в правильном понимании, что без Господа не может творити ничесоже.

Что и когда принято освящать?

Выбор фруктов для освящения зависит от климатических условий. Так, в Иерусалиме и Греции 19 августа принято освящать виноград, а у нас — яблоки. Вообще сами названия, принятые в народе, — Медовый, Яблочный, Ореховый Спас — указывают, какие плоды обычно поспевали к этим праздникам, почему их и несли на освящение. Однако каждый из трех Спасов прежде всего — это наш православный праздник, со своей духовной традицией и значением.

14 августа, Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Происхождение этого праздника связано с традицией IX века, утвердившейся в Константинополе: в начале августа в разгар эпидемий часть Животворящего Креста износилась из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников. Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мед нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. В Успенский пост вложено так много любви к Богородице, что он занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста и выше Рождественского. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

19 августа празднуется Преображение Господне. Этот праздник имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В день Преображения Господня принято освящать в храме яблоки — откуда и пошло название Яблочный Спас, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Ореховым Спасом, который приходится на 29 августа, называют в народе праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день.

В чем суть праздников?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. То, что мы приносим в храм, имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

 Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

С причиной, почему нельзя есть яблоки до 19 августа, тоже связано множество суеверий. Известны, например, такие заблуждения, что яблоки особенно нельзя есть до Яблочного Спаса тем, кто делал аборт, — иначе этот грех якобы никогда не простится или если родители до второго Спаса воздержатся от яблок, то в раю их дети получат гостинцы — райские яблочки.

 С освященным медом историй, правда, связано поменьше. О нем, кажется, только то и придумали, что после освящения 14 августа мед обретает какую-то особенную чудодейственную силу, способную победить все болезни. Но это свойство, если говорить всю правду, есть у меда и без освящения на Медовый Спас.

 Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше. Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

Монастырский устав и благочестивая традиция мирян

Типикон[1]предписывает воздерживаться от вкушения плодов до их освящения. Этого правила традиционно придерживаются и христиане, живущие в миру. Смысл предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

Печатается с сокращениями интервью с митрополитом Антонием (Паканичем)

 



[1] Типикон —  церковно-богослужебная книга, содержащая правила о совершении богослужений, посте, о церковной, преимущественно монастырской, жизни.

Православный день