Архивы

Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

6 декабря — 150-летие со дня кончины митрополита Иосифа (Семашко)

Родился будущий митрополит Иосиф (в миру — Иосиф Иосифович Семашко) в день Рождества Христова, 25 декабря (ст. ст.) 1798 года, в селе Павловка Киевской губернии, в белорусско-украинской шляхетской семье.  Иосиф был старшим из сыновей (всего в семье было восемь детей: пять братьев и три сестры). Отец Иосифа в 1811 году стал греко-католическим священником, а его мать, Фекла, происходила из униатского* священнического рода.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ БУДУЩЕГО МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (СЕМАШКО)

До 12 лет Иосиф воспитывался в окружении простого украинского народа. И хотя Семашко, по их представлениям и в глазах окружающих, принадлежали к «панскому» польскому обществу, быт и нравы их семьи мало отличались от быта и нравов украинских крестьян.

        *Униатская (греко-католическая) церковь образована в 1596 году подписанием Брестской церковной унии. На деле уния явилась односторонней политикой пропольской католической Церкви для утверждения своих позиций на территории Речи Посполитой. Согласно унии православное население Речи Посполитой должно было исповедовать основные догматы католицизма и признавать власть папы. Насаждалась насильственно, при  постоянном нарушении условий объединения, прописанных в самой унии, привела к расколу общества. К концу XVIII в.  в униатство на территории Белоруссии было обращено около 70 % населения.

Семашко были единственными униатами в родном селе, несмотря на то, что в округе не было униатской церкви. Первые годы жизни Иосиф посещал православный храм в Павловке. Когда с 10-летнего возраста родители начали возить его в ближайший костел, католическая служба показалась ему театральным представлением.

В латинском костеле видел я, — вспоминает святитель, —  холодность к вере высшего сословия, неприличное кривляние франтов; вместо внятного богослужения — невразумительное; вместо приятного пения оглушающий орган, с ужасным ревом подпевающего органиста.

С 1809 по 1816 гг. Иосиф Семашко учился в гимназии г. Немиров Каменец-Подольской губернии, которую окончил первым в разрядном списке выпускников, а в 1820 году окончил Главную духовную семинарию при Виленском университете со степенью магистра богословия и вышел оттуда не только без всяких предубеждений против Православной Церкви, но с сильным настроением против Папства.

ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ В ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Свое первое назначение будущий митрополит Иосиф получил в Луцкую епархию, в качестве кафедрального проповедника и профессора богословия Луцкой семинарии. Желая посвятить себя служению Церкви и своему народу, он отказался от семейной жизни, принял сан безженного иподиакона, а вскоре и диакона. В 1821 году Иосиф (Семашко) был рукоположен во иереи, в 1822 году назначен асессором второго (униатского) департамента Римско-католической коллегии в Петербурге. В Петербурге он вскоре получил звание каноника, а потом и прелата, что не помешало ему после многолетнего перерыва по велению сердца посещать православное богослужение.

Участие в Высшем церковном управлении Католической Церкви убедило прелата Иосифа в том, что униатская церковь постепенно перерождается в Польское Католичество и этот процесс невозможно остановить. Следствием стало то, что в 1827 году отец Иосиф, несмотря на блестящие перспективы карьерного роста в униатской церкви, принял решение лично присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в иноки Александро-Невской лавры.

В начале ноября 1827 года Иосиф Семашко неожиданно получил от директора департамента духовных дел иностранных исповеданий Г.И. Карташевского предложение письменно изложить свои мысли о положении униатской церкви. Ответом на это предложение стала докладная записка «О положении в России униатской церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной».  В ней предлагался ряд мер, не только ограждающих униатов от латинизации и ополячивания, но и долженствующих привести их к воссоединению с Православием. Записка прелата Иосифа встретила заинтересованность императора Николая І, который сразу же дал ход исполнению описанных в ней мероприятий.

В 1828–1829 гг. в униатской церкви были проведены все (за исключением создания униатской духовной академии) намеченные церковно-административные реформы. В 1828 году была учреждена Литовская семинария  в м. Жировичи. В основу униатского обучения была положена православная система образования.

В 1834–1837 гг. владыка Иосиф провел перестройку храмов согласно восточной традиции. Из церквей убирались органы, боковые алтари, латинские престолы и амвоны, монстранции, статуи, колокольчики и пр. Сооружались иконостасы, католическая богослужебная утварь и облачения заменялись на православные. Одновременно последовало очищение униатской церкви от латинских обрядов.

В 1829 году Иосиф (Семашко) принял монашеский постриг и был хиротонисан во епископа (униатского) Мстиславского, викария Полоцкой епархии; 2 апреля 1833 года Высочайше определен епископом Литовской греко-униатской епархии.

ПОЛОЦКИЙ СОБОР 1839 ГОДА

В 1833 году была восстановлена Полоцкая епархия, бывшая с 1596 года униатской.

В Неделю Торжества Православия 12 февраля (ст. ст.) 1839 году в полоцком храме св. Софии состоялось соборное служение и постановление о воссоединении униатской церкви с Православной и составлен «Соборный акт», подписанный 24 начальствующими лицами. На службе было опущено имя папы Римского, а вместо него поминались православные патриархи. Совместная Литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью.

ПОСЛЕ ПОЛОЦКОГО СОБОРА…

После воссоединения владыке Иосифу предстоял не менее трудный подвиг полного преобразования и утверждения униатов в Православии. До конца жизни епископ Иосиф возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, в которую входили территории всей западной части современной Беларуси. Виленская епархия полностью состояла из бывших греко-католиков. Возведенный в 1852 году в сан митрополита, высокопреосвященный Иосиф деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы.

БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (СЕМАШКО)

Скончался митрополит Иосиф на 70-м году жизни 23 ноября (6 декабря по н. ст.) 1868 г. и был погребен в пещерной церкви Свято-Духова монастыря под ракой трех Виленских мучеников, в склепе, им самим устроенном. Его могила сохранилась до настоящего времени.

По материалам сайтов http://www.church.by, http://orthos.org

Православный день