Архивы

70 лет со дня кончины первого священника Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря

19 октября исполняется 70 лет со дня кончины митрополита Павла (Гальковского). Владыка Павел свой священнический путь начинал в Свято-Успенском Тадулинском женском монастыре. 12 лет тогда еще иерей Павел Гальковский посвятил служению в обители, одновременно являясь делопроизводителем монастыря и законоучителем в Тадулинском женском училище.  Пройдя длинный и насыщенный жизненный путь, владыка не раз подвергался арестам за свою духовническую и патриотическую деятельность. Некоторые источники указывают на его мученическую кончину в 1937 году, однако такие сведения документально не подтверждены — по имеющимся у нас архивным документом митрополит Павел скончался 19 октября 1945 года от дистрофии.
Предлагаем ознакомится  с биографией владыки Павла.
Павел Михайлович Гальковский родился  9 января 1864 года  в местечке Усвяты Витебской губернии. Отец его, Михаил Гальковский, служил диаконом. Родной брат, Дмитрий, также пошел по духовной стезе – он был священником, настоятелем одной из церквей Невельского округа.
Рано осиротев, Павел последовал примеру старшего брата. Он получил духовное образование: окончил Витебское духовное училище, а  в 1885 г. – Витебскую Духовную семинарию. В этом же году, 17 июня, был рукоположен в диаконский сан. Павел Михайлович был женат, его супругу звали Мария Ивановна.  Первым местом служения отца Павла была церковь Святителя Николая в селе Езерище, потом, с 1886 по 1888 год, он  трудился  в Иоанно-Богословской церкви  г. Витебска, на должности псаломщика и учителя приходской школы. 30 августа 1888 года диакон Павел был рукоположен во священника и два месяца послужил в  Покровской церкви в селе Меховое Городокского уезда.  1 октября 1888 г.  был переведен  в Тадулинский женский монастырь. Ровно 12 лет отец Павел духовно окормлял  насельниц обители и население ближайших окрестностей. Являясь не только священником, но и делопроизводителем монастыря, а также законоучителем Тадулинского женского училища, Павел Михайлович  полагал много трудов на благо Свято-Успенской обители.
8 сентября 1896 года умерла Мария Ивановна, жена отца Павла, оставив малолетнюю дочь Машу. Как следует из надписи на одном из надмогильных памятников, матушка была  погребена на монастырском кладбище. После смерти супруги Павел Михайлович  принял монашеский постриг.
После 1900 года иерей,  а позже протоиерей Павел Гальковский служил  сначала в Христорождественской, потом в Воскресенской на Заручавье церквях города Витебска.   Павел Михайлович имел большие духовные  дарования, был умным и интеллигентным человеком. Накануне и в первые послереволюционные года (с 1909 по 1918 гг.) отец Павел вел активную социальную и патриотическую деятельность  в церковной и общественной сферах Витебска. Он являлся членом Витебской Духовной Консистории и Витебского епархиального управления, членом приходских попечительств о богадельнях для престарелых женщин и мужской богадельне-приюте имени протоиерея Иоанна Кронштадтского, членом совета и  ревизионной комиссии Витебского Свято-Владимирского епархиального  братства, являлся председателем Покровского (приходского) ссудо-сберегательного общества, был членом,  а позже председателем,  Витебского губернского отдела «Союза Русского Народа».  В 1910г. участвовал в перенесении мощей св. Евфросинии Полоцкой.
В 1913г. о. Павел стал одним из учредителей Витебского русского народного потребительского Общества,  для организации деятельности которого предполагалось построить в Витебске народный дом, в котором планировалось устроить школу, книжную лавку, чайную, кинозал для просмотра фильмов духовно-патриотического содержания. 10 сентября 1913г. Витебский Губернский отдел «Союза Русского Народа» выступил  с предложением (правда, безрезультатно) запретить работу пивных лавок в выходные и праздничные дни. Протоиерей Павел Гальковский разместил в своем доме частное 1-классное училище для глухонемых детей.
В июне 1917г. отец Павел стал одним из основателей братского союза пресвитеров Полоцко-Витебской  епархии. В 1918 году Павел Гальковский на епархиальном съезде сделал сообщение о первом опыте социального  служения церкви в новых, послереволюционных, условиях — деятельности епархиального кооператива «Надежда» по обеспечению продовольственных и других нужд беднейшего населения.
В условиях антирелигиозной государственной политики новой, большевистской власти, церковный деятель с такой активной гражданской и патриотической позицией  подвергается многочисленным арестам по фальсифицированным,  часто совершенно нелепым, обвинениям.
Уже летом 1918 года в газете Витебской губернии «Известия» публиковались заметки против протоиерея Павла Гальковского. В августе этого же года он был арестован  по обвинению в «хищении имущества духовной консистории» и отбывал заключение сначала в витебской тюрьме, потом в Бутырской тюрьме Москвы.
После освобождения в 1919 из тюрьмы два года  служил духовником на Афонском подворье в Москве, был возведен в сан архимандрита. 5 июля 1921 года Павел Гальковский был рукоположен в сан епископа и переведен в Самарскую епархию,  которой управлял до следующего ареста.
Епископ Павел начал активную деятельность по борьбе с голодом. Под его председательством действовал Епархиальный комитет помощи голодающим. Комитет выпустил воззвание к 62 епархиям, расположенным в урожайных губерниях, и в короткий срок было собрано примерно 20 миллионов рублей! Последствия такой активности не преминули сказаться. Бузулукского епископа арестовали, а на собранные средства был наложен арест. Владыка Павел провел под стражей две недели, однако состава преступления, как ни старались, в его действиях не могли обнаружить. Пришлось выпустить…
Кроме того, епископ Павел стал преградой на пути «реформаторов-обновленцев». Он проводил пастырские беседы с народом, священнослужителями, выкрывал суть обновленцев как в большинстве своем помощников власти в расшатывании церковной организации.
По причине своей доступности и благодаря заботливому отношению к людям епископ Павел был любим народом.
В сентябре 1923 года арестован по обвинению  в «антисоветской деятельности» и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В марте 1924 года отправлен в ссылку в Среднюю Азию (в г. Красноводск), где находился 3 года, до марта 1927 г., после чего с апреля по октябрь 1927 года провел в ссылке в Казани.
15 сентября 1927 года был освобожден и назначен епископом Егорьевским, викарием Рязанской епархии. Эту должность владыка занимал до 31 октября 1929 года. Позже Владыка Павел являлся краткие периоды временным управляющим Воронежской, Владимирской  епархиями. В 1929 – 1930 г. являлся епископом Иваново-Вознесенским. 9 апреля 1930 года был возведен в сан архиепископа. Здесь владыка Павел также вел активную работу (например, в апреле 1931г. участвовал в зимней сессии Священного Синода).
С 1933 года вновь подвергался репрессиям со стороны органов советской власти.  В 1935 г. возведен в сан митрополита8 марта 1936 года владыку снова арестовали. При аресте ему было предъявлено обвинение в «возглавлении контрреволюционной группы, деятельность которой выражалась в устройстве антисоветских сборищ, хранении и распространении религиозных книг, насаждении тайного монашества и др.» Недовольство властей вызвал, в частности, тот факт, что в 1934–1935гг. владыка  Павел принял в епархию около десяти духовных лиц, вернувшихся из ссылки.
Во время допросов владыка держался мужественно, с достоинством отвечал на вопросы следователей. Особенно резко он оценивал политику советской власти в отношении обновленчества, что хорошо иллюстрирует приводимый ниже фрагмент протокола допроса:
Вопрос. Следствие располагает данными, что Вы неоднократно выступали с провокационными заявлениями о том, что органы советской власти якобы оказывают содействие обновленцам в борьбе со староцерковниками. Подтверждаете Вы это?
Ответ. Да, подтверждаю. Я неоднократно говорил, что некоторые органы советской власти содействуют обновленцам в передаче им культовых зданий за счет староцерковников.
Вопрос. Следствию также известно о том, что Вы несколько раз выступали с провокационными заявлениями о том, что совет­ская власть и обновленцы якобы взаимно помогают друг другу в ликвидации церквей. Расскажите подробно, на каком основании Вы выступаете с подобной клеветой на советскую власть.
Ответ. Таких выступлений с моей стороны не было. Но я действительно говорил, что обновленцы захватывают церкви, а содержать их не в состоянии. Накапливают большую задолженность, а затем церковь сдают государству и в то же время подают заявление на другую. Так было с закрытием Преображенской и Троицкой церквей в г. Шуе и с общиной в г. Середе.

Особым Совещанием при НКВД СССР владыка Павел был приговорен к ссылке в Казахстан, находясь в которой был снова арестован в 1937 году. ПО одним сведениям, в результате этого ареста владыка Павел был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 28 ноября 1937 года.
Имеющиеся у нас архивные документы свидетельствуют о его кончине  19 октября 1945 года  с диагнозом «дистрофия», что свидетельствует о жестоких условиях содержания заключенных.
В 1990 году митрополит Павел Гальковский был реабилитирован.

**

Отдельно следует вспомнить дочь митрополита Павла Гальковского — Марию Павловну Лузгину (фамилия матери).
Она родилась в 1894 году, и, как мы помним, осталась без матери в 4-х летнем возрасте. В детском возрасте Мария воспитывалась при тадулинском монастыре, повзрослев, сопровождала отца — митрополита Павла. Вплоть до 1937 года проживала в г. Ивано-Вознесенске, входила в основанное отцом «Сестричество преподобного Киприана».
После ареста в 1936 и ссылки владыки Павла в Казахстан, Мария Павловна посылала отцу в ссылку продукты и деньги, в 1936 году ездила к нему в ссылку в г. Семипалатинск (по неподтвержденным данным, здесь же митрополит в 1937 г. был расстрелян).
Мария Павловна была арестована 22 марта 1937 года в г. Иваново,  по обвинению  в том, что являлась  «участницей контрреволюционной группы монашества  и церковников, за контрреволюционную деятельность». Проходила по групповому делу «Сестричества прп. Киприана», обвинялась в том, что «перепечатывала на машинке и распространяла среди молодежи церковные стихи. Посылала посылки ссыльному отцу, митрополиту Павлу Гальковскому».  Была приговорена к 5 годам ИТЛ.  С 22 марта по июнь 1937 года содержалась во внутренней тюрьме НКВД Ивановской области, дальнейшая судьба ее неизвестна.
Мария Павловна Лузгина была реабилитирована 25 декабря 1956 года прокуратурой Ивановской области.

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день