Архивы

Митрополит Павел (Гальковский) – Архипастырь из Усвят

 19 октября 2015 г. исполнилось 70 лет со дня кончины митрополита Павла Гальковского, уроженца Витебской губернии. Его имя и деятельность в епископском сане довольно широко освящены, однако начальный этап его священнического пути, связанный с Витебщиной, не нашел отражения в работах исследователей. Спорными являются вопросы о времени монашеского пострига и кончины владыки.

Хронологию деятельности Павла Гальковского до 1918 г. составлял священник Владимир Горидовец. Биографические сведения о епископе Павле также содержатся в базе данных «Новомученики и исповедники русской православной церкви XX века» Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и на сайтах епархий, которые он в свое время возглавлял. Самарский период фрагментарно отражен в справочных изданиях, учебных пособиях и исторических описаниях Самарской епархии. Ценным источником являются архивные документы, среди них заполненная лично владыкой Павлом анкета, в которой в последовательно указаны места служения архиепископа с 1914 по 1927 гг.

 Павел Михайлович Гальковский родился 9 января 1864 г. в местечке Усвяты Витебской губернии. Его отец, Михаил Гальковский, служил диаконом, старший брат, Дмитрий, был священником, настоятелем одной из церквей Невельского округа. Рано оставшись без родителей, Павел, последовав примеру брата, получил духовное образование: окончил Витебское духовное училище, а в 1885 г. – Витебскую духовную семинарию. В этом же году он был рукоположен в диаконский сан. Павел Михайлович был женат, имел дочь, его супругу звали Мария Ивановна.

 Первым местом служения отца Павла была церковь Святителя Николая в селе Езерище, а с 1886 г. по 1888 г. он трудился в Иоанно-Богословской церкви г. Витебска на должности псаломщика и учителя приходской школы.

30 августа 1888 г. диакон Павел был рукоположен в священника и два месяца послужил в Покровской церкви села Меховое Городокского уезда, а 1 октября 1888 г. был переведен в Тадулинский женский монастырь. На протяжении 12 лет отец Павел являлся священником обители, занимался делопроизводством монастыря, являлся законоучителем Тадулинского женского училища.

После 1900 г. иерей, а позже протоиерей Павел Гальковский служил сначала в Христорождественской, потом в Воскресенской на Заручавье церквях города Витебска. В период 1914–1918 гг. был настоятелем Витебской Покровской церкви. Павел Михайлович отличался организаторскими способностями, красноречием, был умным и интеллигентным человеком. Накануне и в первые послереволюционные годы (с 1909 по 1918 г.) отец Павел активно занимался общественной и церковной деятельностью в городе. Он являлся членом Витебской Духовной Консистории и Витебского епархиального управления, членом приходских попечительств о богадельнях для престарелых женщин и мужской богадельне-приюте имени протоиерея Иоанна Кронштадтского, членом совета и ревизионной комиссии Витебского Свято-Владимирского епархиального братства. Павел Михайлович являлся председателем Покровского (приходского) ссудо-сберегательного общества. В 1910 г. участвовал в перенесении мощей святой Евфросинии Полоцкой.

В 1913 г. Павел Гальковский стал одним из учредителей «Витебского русского народного потребительского общества», для деятельности которого предполагалось построить в Витебске народный дом. В нем планировалось устроить школу, книжную лавку, чайную, кинозал для просмотра фильмов духовно-патриотического содержания. Сам протоиерей Павел Гальковский разместил в своем доме частное одноклассное училище для глухонемых детей.

Павел Михайлович был активным членом, а позже и председателем, витебского губернского отдела Всероссийского Дубровенского отдела Союза русского народа (политическая монархическая организация). Однако, по настоянию правящего епископа Витебского и Полоцкого Кириона 17 марта 1916 г. протоиерей Павел Гальковский выходит из Союза.

В июне 1917 г. отец Павел стал одним из основателей братского союза пресвитеров Полоцко-Витебской епархии. В 1918 г. Павел Гальковский на епархиальном съезде сделал сообщение о первом опыте социального служения церкви в новых, послереволюционных, условиях – деятельности епархиального кооператива «Надежда» по обеспечению продовольственных и других нужд беднейшего населения.

В условиях антирелигиозной государственной политики большевистской власти церковный деятель с такой активной гражданской позицией подвергался многочисленным арестам, часто по фальсифицированным обвинениям.

Летом 1918 г. в газете Витебской губернии «Известия» публиковались заметки против протоиерея Павла Гальковского. В августе этого же года он был арестован по ложному обвинению в хищении имущества Духовной Консистории, а 21 февраля 1919 г. осужден Витебским губернским ревтрибуналом и отбывал заключение сначала в витебской тюрьме, потом до 1919 г. в Бутырской тюрьме Москвы. В последствие был освобожден за отсутствием состава преступления.

Следует обратиться к вопросу о времени монашеского пострига Павла Гальковского. На этот счет есть разные мнения. Например, митрополит Мануил Лемешевский в своем труде «Русские православные иерархи», который является первым фундаментальным собранием биографических сведений обо всех архиереях Русской православной церкви, указывает на 1888 г. как год пострига Павла, при этом не упоминая период его служения в Тадулинском монастыре. Другие исследователи указывают на вероятность опечатки, и предлагают датой пострига считать 1898 г., ссылаясь на смерть супруги отца Павла в 1896 г. (Мария Ивановна Гальковская похоронена на монастырском кладбище в д. Слобода, до настоящего времени на кладбище сохранился надгробный памятник). На наш взгляд, наиболее вероятной датой монашеского пострига следует  считать 1918 г. В пользу этого мнения служит тот факт, что в документах периода 1900–1917 гг. по отношению к  Гальковскому употребляются термины «иерей» и «протоиерей». А если допустить факт пострига в 1888 или 1898 гг., то в этих случаях употреблялся бы термин «иеромонах». Косвенным подтверждением этого утверждения являются сведения о служении Павла Гальковского с 1919 по 1921 гг. духовником на Афонском подворье в Москве, а потом управляющим Петровским монастырем.

5 июля 1921 г. иеромонах Павел Гальковский был рукоположен в епископа и переведен в Самарскую епархию, которой управлял до следующего ареста. Епископ Павел вел активную деятельность по борьбе с голодом в Самарской губернии, организовал и возглавлял епархиальный комитет помощи голодающим. Комитет в короткий срок собрал около 20 миллионов рублей на открытие столовых для голодающих, но на эти средства был наложен арест, деятельность комитета была прекращена, а епископ Павел арестован. Будучи в заключении, епископ Павел говорил: «Мне несколько обидно, что, желая прийти на помощь голодающим, я незаслуженно терплю тюремное заключение. Всякие протесты и беспорядки по поводу изъятия ценностей из храмов я осуждаю, не желаю, чтобы проливалась хоть капля человеческой крови» [10, с. 115–125]. Освободившись через две недели, владыка обратился в Самарский губисполком с просьбой разрешить деятельность комитета. Однако Губкомпомгол принял решение о закрытии епархиального комитета и передаче собранных средств в губфинотдел.

С августа 1922 г. началась кампания против епископа Павла. Ряд должностных лиц Самарской губернии составили меморандум в государственное политическое управление Республики, в котором епископ Павел характеризовался как отъявленный реакционер. Руководство губернии не скрывало, что  приступило к сбору обвинительного материала на епископа Павла «для устранения такового». Для противодействия архиерею была организована «группа прогрессивного духовенства», состоящая из 5 человек, которая, однако, не нашла поддержки среди местных верующих и большинства духовенства.

В сентябре 1923 г. епископ Павел снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Таганскую тюрьму Москвы. Три последующих года владыка находился в ссылке в Средней Азии (в г. Красноводск), а с апреля по сентябрь 1927 г. находился в г. Казани. 15 сентября 1927 г. был освобожден, и получил возможность вернуться к церковному служению. С ноября 1927 г. по 31 декабря 1928 г. владыка являлся епископом Егорьевским, викарием Рязанской епархии, одновременно управлял Воронежской епархией, а с января 1929 г. являлся управляющим Владимирской епархией. В ноябре 1929 г. владыка Павел был возведен в сан архиепископа Иваново-Вознесенского, а в 1935 г. возведен в сан митрополита.

 8 марта 1936 г. владыка вновь был арестован. При проведении обыска у него были изъяты многочисленные документы личного характера, программные документы оппозиционных епископов, антисоветские стихи, списки священнослужителей и отчеты по епархии [1, л. 4–5]. При аресте ему было предъявлено обвинение в том, что он возглавил    «контрреволюционную группу реакционного духовенства и верующих г. Шуи, деятельность которой выражалась в устройстве антисоветских сборищ, хранении и распространении религиозных книг, создании домашних нелегальных церквей, насаждении тайного монашества». Обвинялся митрополит Павел также в том, что «выступал против стахановского движения, в широких размерах распространял провокационно-клеветнические слухи об отсутствии в СССР свободы вероисповедания, в церковных проповедях допускал резкие выпады против советской власти и «инсценировал» во время богослужений раскаяния священников-обновленцев, поддерживал связь со ссылкой и оказывал ей материальную помощь».  В деле содержался ряд подобных обвинений. Например, митрополиту Павлу вменялось в вину то, что в 1934–1935 гг. он принял на службу в Ивановскую епархию около десятка священнослужителей, вернувшихся из ссылки.

В период с 9 по 21 марта было произведено 8 допросов владыки Павла, несколько свидетельских допросов и одна очная ставка со священником Николаем Романовским. Из протоколов следует, что во время допросов владыка держался мужественно, с достоинством отвечал на вопросы следователей, на просьбы назвать имена тех, с кем вел беседы или общался на острые темы, отказывался, ссылаясь на плохую память. На вопросы о своих политических взглядах, подтверждал указанное в обвинении положение о том, что гражданские власти способствуют обновленцам в передаче им незаконным путем культовых зданий, а те, в свою очередь, помогают советской власти изнутри разлагать православную церковь. Хранение антисоветских документов и внутрицерковной оппозиционной переписки оправдывал исторической значимостью. На допросах владыка твердо отрицал свою вину в разжигании контрреволюционных настроений среди своей паствы, а также в инсценировке показных публичных антисоветских раскаяний священников-обновленцев, спокойно описывая каждое отдельно взятое событие и поясняя свои действия в сложившихся ситуациях.

Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 21 июня 1936 г. митрополит Павел был осужден по статье 58–10 ч.1 и приговорен к 3 годам высылки в Казахстан. Первое время архиерей находился в Алма-Ате, откуда был переведен в г. Семипалатинск, предполагалась его пересылка в с. Семиярку Бескарачайского района. Из Семипалатинска 72-летний митрополит Павел обратился к председателю «Общества помощи политическим заключенным» Е.П. Пешковой с просьбой найти возможность оставить его в Семипалатинске, учитывая слабое здоровье и множество заболеваний. Просьбу владыки исполнили, он был оставлен в Семипалатинске.

По одним сведениям, в 1937 г. владыка Павел, находясь в ссылке, был снова арестован, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 28 ноября 1937 г. Однако в материалах уголовного дела сведений о применении к П.М. Гальковскому высшей меры наказания не имеется. Согласно записи в учетной карточке информационного центра УМВД России по Ивановской области митрополит Павел умер в заключении 19 октября 1945 г. от дистрофии. В 1990 г. заключением прокурора Ивановской области митрополит Павел Гальковский был реабилитирован.

Таким образом, жизнь митрополита Павла Гальковского является примером мужества. Пройдя путь от простого сельского священника до митрополита, видного деятеля в церковной и общественной жизни, архиерей, несмотря на сложные социально-политические условия, сохранил верность пастырскому долгу.

Л.А. Василицына 

 

Источники и литература

 

  1. Архив УФСБ России по Ивановской области. – Дело № 8610-П (1936 года производства).
  2. Архивная справка Государственного архива Российской Федерации № 12416-Т от 13.05.2015 г.
  3. База данных: новомученики и исповедники русской православной церкви XX века // Сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://martyrs.pstbi.ru. –Дата доступа: 20.06.2015.
  4. Горидовец, В.В. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917 — 1990). По страницам архивных документов / В.В. Горидовец [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. и иллюстр. (107 Мб). – Витебск: Горидовец В.В., 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  5. Государственный архив Ивановской области. – Фонд Р-2953. – Оп.1. – Д. 4.
  6. Государственный архив Российской Федерации. – Фонд 8409. – Оп.1. – Д. 1488
  7. Лемешевский, М. Русские православные иерархи, 992 – 1892 гг.: в 3 т. / митрополит М. Лемешевский. – М.: Издательство Сретенского монастыря,  2002 – 2004. – Т. 2: Иоанн–Симеон. – 607 С.
  8.  Монастыри самарского края (XVI–XX вв.). Справочник / сост. В.С. Блок, К.А. Катренко. – Самара, 2002. – 216 с.
  9.  Национальный исторический архив Республики Беларусь. – Фонд 2617. – Д. 842.
  10. Подмарицын А. Очерки истории Самарской епархии: учебное пособие / А. Подмарицын. – Самара, 2008. – 152 с.
  11. Самарский областной государственный архив социально-политической истории. – Фонд 1. – Оп.1. – Д. 726.
  12. Сегодня день памяти митрополита Павла Гальковского — первого архиерея Бузулукского викариатства // Официальный сайт Бузулукской епархии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buzulukeparh.ru. – Дата доступа: 14.06.2015.

 

 

data-yashareType=»button» data-yashareQuickServices=»yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir»

>

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день