Архивы

Новомученики и исповедники Белорусские

28, 29 и 30 октября 1937 года по всей советской Беларуси прокатилась волна расстрелов верующих, а в подвалах минской тюрьмы «американки» было казнено более сотни представителей белорусской культурной и научной элиты. Именно поэтому и в церковном, и в гражданском календаре последние дни октября в Беларуси стоят особо, как дни национальной скорби, а дата 28 октября избрана днем памяти новомучеников белорусских. Он был установлен решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2011 году. Совершать празднование надлежит 28 октября при совпадении этой даты с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после него. На протяжении последних трех десятилетий в Белорусской Православной Церкви ведется активная исследовательская работа по изучению подвига новомучеников и исповедников ХХ века. Первым нормативно-правовым актом, санкционировавшим возможность доступа белорусских исследователей к уголовным делам репрессированных, стало Постановление Верховного Совета БССР от 6 июня 1991 г. № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 1920-1980-х годов в Республике Беларусь». Систематическое изучение следственных материалов (анкет арестованных, протоколов допросов, показаний свидетелей и материалов для реабилитации) в значительной степени позволяет восстановить биографические данные пострадавших за Церковь Христову. Начало профессионального изучения подвига белорусских новомучеников и исповедников было положено в 1990-е годы трудами выпускника исторического факультета БГУ и Минской духовной академии священника Феодора Кривоноса. Обратившись к материалам Центрального архива КГБ Республики Беларусь, священник Феодор в 1996 году издал «Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы)», включающий краткие справочные данные о 332 репрессированных православных священнослужителях, монашествующих и мирянах. Закономерным следствием исследовательской деятельности священника Феодора Кривоноса стала канонизация 23 новомучеников Минской епархии, проведенная 12 декабря 1999 года Святым Синодом Белорусской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Из проповеди священника Федора Кривоноса в день прославления святых новомучеников земли белорусской, произнесенной 12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска: «Гонения, направленные против Русской Православной Церкви в недавние десятилетия XX века, по своим масштабам и жестокости вполне сравнимы с теми преследованиями, которые пережили христиане Римской империи в I — начале IV столетия. Десятки тысяч разрушенных храмов, сотни закрытых монастырских обителей, миллионы арестованных, заключенных в концлагеря, сосланных и расстрелянных людей стали результатом безумной попытки претворения в жизнь той безбожной, неоязыческой идеологии, которая временно, как и все от человека приносимое, «восторжествовала» в России в XX веке. 

Согласно дореволюционной статистике, накануне 1913 года в пределах той территории, которую в начале XX века плотно населяли белорусы, существовало пять православных епархий: Минская, Полоцкая, Литовская, Могилевская и Гродненская. В них действовало 3613 церквей (включая соборные, приходские, приписные, домовые и кладбищенские), 470 часовен, 34 монастырские обители. В Минске, Вильно, Могилеве, Витебске функционировали духовные семинарии. Была достаточно широко развита сеть духовных училищ. При приходских храмах имелось 4247 начальных школ (церковно-приходских и школ грамоты). Население, исповедывавшее православную веру и проживавшее в пяти вышеназванных епархиях, составляло 5 миллионов 561 тысячу человек. С первых дней революции Церковь была отделена от государства, а Ее служители фактически поставлены вне закона. Началось планомерное уничтожение всего того, что напоминало людям о Боге, о их высшем земном призвании. В 1921 году по условиям Рижского договора Белоруссия была разделена между Польшей и СССР. Как в Западной, так и в Восточной части Белоруссии в 20 — 30-е годы, хотя и в разных формах (и под разными предлогами), продолжилось глумление над православной Церковью. Особенно тяжелой оказалась участь духовенства и мирян, проживавших в пределах Советской Белоруссии. Верующим людям пришлось пережить здесь компанию по вскрытию святых мощей (как это было с честными останками Преподобной Евфросинии Полоцкой); акцию изъятия церковных ценностей, в 1922 году проведенную под лживым предлогом помощи голодающим Поволжья; коллективизацию и связанные с ней массовые репрессии. Верующий народ явился свидетелем того, как разрушали храмы Божьи, снимали с них кресты, разбивали колокола, ломали иконостасы, уничтожали духовенство. В угаре подобных настроений жили в 30-е годы, совершая свое служение, православные священники Минской епархии и других областей Советской Белоруссии. Лишенные избирательных прав, не получавшие продовольственных карточек, они, ко всему прочему, не имели возможности пользоваться землей, и были обречены вместе со своими семьями на полуголодное, полунищенское существование. Многим из них не дали умереть с голоду прихожане, старавшиеся поддерживать своих пастырей из последних сил. В этих страшных условиях официально поощряемого презрения и материальной нужды духовенству очень сложно было сохранить верность избранному в жизни пути пастырского служения, не поддаться соблазнам мира сего, не отказаться от священного сана. Они действительно были не только притесняемы, но и гонимы самым лютым, бесчеловечным образом, но вера в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, распятого и воскресшего, дала им силы претерпеть все испытания, не упасть духом, а напротив с еще большим горением свидетельствовать о Христе и той Истине, которую хранит Его Святая Церковь!

Сегодня Белорусская Православная Церковь прославила всего лишь двадцать три новомученика. В сравнении с масштабом гонений, пережитых Ею в XX веке, и тем, сколько людей погибло в Белоруссии в уходящем столетии за исповедание веры православной, эта цифра, конечно, выглядит малой. Со временем она должна расти, пополняясь все новыми и новыми именами тех, кто исполнил высшую заповедь Божию, которая гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» /Ин.15,13/. В восстановлении этой памяти мы видим исполнение нашего нравственного долга перед поколениями тех людей, которые трудами своей земной жизни, подвигом мученичества и исповедничества, даровали нам возможность в последнее десятилетие XX века заняться возрождением ранее стесненной и поруганной церковной жизни. Их подвигом мы живы с Вами сегодня. А посему память о них да пребудет во веки веков!».

В 2006 году решением Святого Синода Белорусского Экзархата была образована Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Помимо вопросов подготовки материалов для прославления белорусских святых, комиссии было поручено организовать работу по составлению епархиальных мартирологов (перечней пострадавших за веру христиан). В состав комиссии были включены представители всех белорусских епархий, перед которыми была поставлена задача сбора материалов о православных священнослужителях, монашествующих и мирянах, необоснованно подвергавшимся репрессиям. На протяжении последних тридцати лет центрами изучения подвига новомучеников и исповедников являлись Минские духовные академия и семинария. В результате проведенных исследований перечень почитаемых в Белорусской Православной Церкви новомучеников и исповедников в настоящее время включает около 30 имен. В их честь построены храмы в разных уголках Беларуси – Минске, Могилеве, Гродно, Гомеле, Дятлово, Скиделе и некоторых других городах и селах.

По материалам Синодальной комиссии БПЦ по канонизации святых и доклада кандидата богословия, проректора по научной работе МинДА и МинДУ А.В. Слесарева «Изучение подвига новомучеников и исповедников в Белорусской Православной Церкви».

Источник:pokrov-church.by

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день