Православные монастыри на Белорусских землях традиционно являлись оплотами духовности и образованности. На Витебщине одной из наиболее влиятельных была Тадулинская Свято-Успенская обитель.
Монастырь был основан в 1743 г. как униатский базилианский мужской на берегу озера Вымно, в 32-х километрах от г. Витебска на южной окраине современной деревни Слобода Трокским воеводой князем Тадеушем (Фаддеем) Огинским. По преданию, на этом месте ранее находилась деревянная православная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, отчего и монастырь получил названиеУспенского. Главной целью основания униатского монастыря являлось укрепление греко-католической веры, её дальнейшее распространение на восток. Расположенный на насыпном кургане, со стенами метровой толщины, бойницами и башенками-куполами при необходимости монастырь мог выполнять и оборонительную функцию.
Первоначально здания монастырского комплекса были деревянные, строительство же каменных зданий началось позже, в п. п. 1770-х гг. По преданию, во времена князя Огинского из монастыря было три подземных хода: один из них проходил под холмом, на котором располагался Успенский храм, второй проходил под самим озером и вёл в местечко Вымно, третий ход вёл к замку князя.
Со времени основания, весь униатский период своего существования, монастырь был весьма богат. Его имение состояло из 5 фольварков, 28 деревень и 1150 крепостных душ. Князем Огинским было даровано монахам право на свободную ловлю рыбы в Тадулинском озере.
После передачи обители в ведомство Православной Церкви в 1842 г. монастырю был присвоен статус второго класса.Для служения в Свято-Успенском мужском монастыре были назначены: настоятель, 2 иеромонаха, 3 священника, 1 диакон, 3 послушника.
К середине XIX века обитель и её хозяйственные дела пришли в состояние упадка. Среди причин можно назвать то, что Успенский мужской монастырь был местом ссылки провинившегося духовенства. Сюда также отправляли неспособных выполнять служебные поручения, престарелых, больных монахов.При монастыре не было школы, больницы, никаких благотворительных заведений.
20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1888 г. Священным Синодом был подписан Указ о преобразовании мужского Тадулинского монастыря в женский. Принимать монастырь прибыли монахини из Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря. Настоятельницей Тадулинского женского монастыря стала монахиня Аристоклия (Маевская), которая 10 июня (28 мая по старому стилю)1889 г. была возведена в сан игумении. Под руководством игумении Аристоклии обитель возродилась и духовно, и экономически. Монастырь стал производить впечатление достатка и благополучия. Обитель брала на себя расходы на содержание девичьей сиротской школы, находившейся при Витебском Свято-Духовом женском монастыре. В период настоятельства игуменьи Аристоклии в монастыре производились ремонты Успенского собора и храма Александра Невского, дома для священнослужителей и сестринского корпуса. Было построено новое здание для 3-хклассного Тадулинского женского училища и образцовой церковно-приходской школы. После кончины игуменьи Аристоклии настоятельницей Свято-Успенского монастыря была назначена игумения Анфиса (Кузмицкая), продолжившая традиции своей предшественницы.
В 1910 г. в монастыре находилось 58 сестёр. Свято-Успенский Тадулинский монастырь обладал большой библиотекой, в которой содержались книги на латинском, французском, польском и русском языках. Всего насчитывалось более 1000 сочинений, около 2000 томов.
Главным храмом Тадулинского монастыря являлась каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена на месте прежней деревянной в 1769 (по другим источникам, 1772 г. или 1774 г.)
Большое прямоугольное продолговатое здание в несколько ярусов имело высокую гонтовую двускатную крышу с двумя башнями-колокольнями на главном фасаде и треугольный фронтон, посреди которого был изображён огненный столп.Вокруг столпа была размещена надпись на латинском языке: «TalisestBasiliusmagnus». («Таков Василий Великий»). Вверху, над столпом, былизображён крест, а рядом с крестом – сердце. Справа от столпа находилось изображение Св. Василия Великого, а слева – Св. Николая Чудотворца. Длина храма от наружных дверей до центрального алтаря составляла 20,6 м, длина алтаря – 4,6 м. В ширину храм имел 17,4 метра.
А. М. Сементовский – так писал о Свято-Успенском храме: «Успенская церковь светла и просторна; стены её раскрашены сухими красками, под мрамор; образов очень мало; кафедра с левой стороны; пол дощатый, а в главном алтаре паркетный. В небольшом числе колоколов, только один, с польской надписью, 1771 года».
За главным престолом храма в обширной нише под голубой, выполненной из дерева и украшенной короной из золота, сенью располагалась главная святыня храма – Тадулинский образ Божией Матери.
Под алтарём Свято-Успенской церкви находился склеп с захоронениями.
В 1878–1879 гг. внешний вид и внутреннее убранство Успенского храма были изменены с учётом православных традиций.
Кроме соборной Успенской церкви в монастыре с 1838 (по Говорскому), с 1841 года (по Сементовскому) была тёплая церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, устроенная в каменном монастырском корпусе. Главный фасад здания церкви был украшен двумя глухими башенками. Храм был освящён архиепископом Полоцким и Витебским Василием (Лужинским).
В каменном флигеле для священнослужителей находилась также тёплая Казанская церковь (по Говорскому)
В 1890 г. на средства монастыря была построена часовня в деревне Пивовары.
Главными монастырскими святынями были чудотворная икона Пресвятой Богородицы, подаренная князьями Огинскими, и Святителя Николая Чудотворца, которую перенесли в Тадулино из витебского Успенского собора.
Икона Божией Матери «Тадулинская», написанная в 1743 году и подаренная монастырю Огинскими, находилась за каменным престолом главного алтаря в обширной нише под голубым деревянным, венчанным золотой короной, намётом. На этом образе Пресвятая Дева была изображена в сквозной короне. Левой рукой Божия Матерь поддерживает Младенца Иисуса, также венчанного короной. Правая рука Спасителя в благословляющем положении, а левая прижимает к груди Евангелие. Образ был покрыт медной позолоченной ризой, вокруг находились 34 изображения событий земной жизни Богородицы. Внизу была расположена надпись на латинском языке: «S. MariaTadulinensin, MiraculisClarissimeinPalatinatuVitebscenSi». (Святая Мария Тадулинская, прославленная чудесами в Витебском воеводстве). Икона прославилась чудотворениями и была особенно почитаема. После закрытия Тадулинского монастыря дальнейшая судьба этой святыни неизвестна.
Икона Святителя Николая, которую перенесли из витебского Успенского Собора при своём переселении в Тадулино в 1799 г. монахи-базилиане, помещалась на горнем месте в правом боковом пределе, посвящённом этому святому. Эта икона также была чудотворной: в «Исторических сведениях о монастырях Полоцкой епархии» упоминается случай обнаружения уворованной церковной утвари и самих виновников воровства сразу же после совершения молебна перед образом.
На иконе Св. Николай изображён в полный рост, голова святого увенчана митрой, в левой руке он держит Евангелие, правой рукой благословляет молящихся. Внизу на иконе была сделана надпись на латинском языке: «S. NicolausEpiscopusMirensinMiraculisclarusinPalatinatuVitebscensiinMonasterioTadulinensisapudP. P. Basilianos».
Каждый год на весенний праздник Святителя Николая из окрестных поселений к монастырю крестным ходом шли группы верующих, которые объединялись в общей молитве на всенощном бдении и праздничной Литургии. В день праздника в Слободе проводилась большая ярмарка, на которую съезжались люди из разных губерний.
В 1888 г. при монастыре были учреждены трёхклассное училище для девочек с педагогическим курсом и одноклассная приходская школа для мальчиков и девочек. Руководительницей была назначена игуменья Аристоклия. В училище преподавали выпускницы Витебского епархиального женского училища и монахини Тадулинского монастыря. Преподаваемые предметы: Закон Божий, русский язык, славянский язык, арифметика, геометрия, география, всеобщая история, русская история, словесность, дидактика, пение, чистописание, рукоделие. Законоучительствовал священник монастыря – протоиерей Николай Пригоровский. Выпускницы Тадулинского училища после окончания специальных курсов имели право на сдачу экстерном экзаменов на получение свидетельства учительниц сельских школ.
За время существования училища, первый выпуск которого состоялся в 1891 г., и до начала 20-х гг. XX века Витебщина получила десятки хорошо подготовленных учительниц. Училище и школа, объединённые в 1920-е гг., работали как начальное общеобразовательное учреждение до 1941 г.
С приходом советской власти жизнь в Тадулинском монастыре, как и во многих других монастырях, была нарушена. В 1921 г. обитель закрыли под предлогом необходимости оказания помощи детям из голодающего Поволжья. В монастырские помещения поселили детей-сирот. Был организован «Тадулинский школьный городок» с семигруппной школой. В сентябре 1921 года монахиням предписали переселиться в фольварок Забужье (Зайбужье), принадлежавший Свято-Успенскому монастырю. Однако, как видно из позднейших документов, некоторые сёстры остались в организованном на бывшей монастырской территории Детском доме и принимали участие в его работе. Позже на них поступали жалобы за «преподавание религиозного учения и агитацию».
Свято-Успенский храм продолжал осуществлять свою деятельность в качестве приходского. Была зарегистрирована церковная община, состоящая из 151 члена. Под названиями «Тадулинский храм», «Тадулинский монастырь» сведения о действующем Свято-Успенском соборе встречаются за 1928 г. включительно.
В мае 1922 года из храма специальным уполномоченным были изъяты церковные ценности. В описи изъятого в последний раз встречается упоминание о чудотворном образе Божией Матери, именуемой Тадулинская(была конфискована риза с серебряным покрытием и корона с полудрагоценными камнями).
В 1922 году с целью сохранения монашеской общины насельницы в числе 50 человек организовали сельскохозяйственную «Тадулинскую трудовую артель». В артельное пользование были предоставлены бывшие монастырские сад и огород. Однако в 1928 году решением Суражского райисполкома артель была ликвидирована. Монахиням предложили вернуться к родственникам либо вступить в один из ближайших сельских коллективов. Вся собственность монастыря перешла к колхозу, организованному в деревне Слобода.Часть земель была передана хозяйствам других деревень. Элементы внутреннего убранства храмов, часть образов, церковная утварь, собственность из жилых помещений, особенно покрытые драгоценными металлами вещи и ценные изделия, были конфискованы.
С Успенской церкви были сняты колокола, уничтожены кресты, разрушены надгробные плиты располагавшихся возле храма захоронений.
Новые испытания ожидали обитель во время Великой Отечественной войны. Осенью 1943 г. Успенский собор при отступлении немцев был взорван. После освобождения деревни Слобода многие жители, лишившиеся крова, находили приют в полуразрушенных кельях и постройках монастыря.После окончания войны рядом с руинами монастырских зданий была построена деревянная начальная школа и дом учителя.
В 1960-е годы с помощью техники монастырские стены были полностью разрушены, кирпич использовали на укладку дороги на Яновичи.
К 70-м гг. ХХ века на месте Тадулинского монастыря остались немногочисленные руины, сохранены остатки фундамента и часть подвальных помещений. Так монастырский холм выглядит и сейчас. До наших дней сохранилась только одна фотография Свято-Успенского собора.
4 апреля 2011 г. Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Успенского женского монастыря в деревне Слобода Витебского района. Постановлением Священного Синода настоятельницей Свято-Успенского монастыря назначена монахиня Илария (Болт).
28 августа 2011 г., в престольный праздник на монастырском холме состоялся молебен с крестным ходом, а на территории монастырского кладбища была отслужена лития по усопшим. В этот же день освятили найденный незадолго до начала возрождения обители надвратный крест.Позже были обнаружены надгробный каменный крест и памятник.
Весной 2012 г. при вырубке зарослей сирени были открыты две могилы. Есть вероятность, что одно из захоронений – это могила игумении Аристоклии.
Возрождение Свято-Успенского женского монастыря начнётся со строительства храма Благоверного князя Александра Невского.
Любовь Василицына