Главными монастырскими святынями были две чудотворные иконы: образ Пресвятой Богородицы, подаренный обители князьями Огинскими, и образ Святителя Николая Чудотворца, который был перенесен в Тадулино из витебского Успенского Собора.
Икона Божией Матери Тадулинская, написанная в 1743 году и подаренная монастырю Огинскими, близка по иконографии к Ченстоховской иконе, а также к «Скоропослушнице».
Как пишет А. М. Сементовский, икона «находилась за каменным престолом главного алтаря Свято-Успенского собора в обширной нише под голубым деревянным, венчанным золотой короной намётом. На этом образе Пресвятая Дева изображена в сквозной короне и с ожерельем на шее, поверх ниспадающего с головы покрывала; левой рукой Она поддерживает Младенца Иисуса, также венчанного короной. Правая рука Спасителя в благословляющем положении, а левая прижимает к груди книгу. Образ был покрыт медной позолоченной ризой, а вокруг находились 34 изображения событий земной жизни Богородицы. Эта икона прославилась чудотворениями и была особенно почитаема: в 1783 году князем Огинским была дана монастырю грамота, которой евреям, проходящим мимо церкви, предписывалось снимать с головы шапки в честь чудотворного образа Божьей Матери» (А. М. Сементовский. Тадулинский Свято-Успенский монастырь // Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. — Санкт-Петербург: 1866. – 144 с.).
В середине XVIII века варшавским мастером Мюлиусом была выполнена гравюра с этого образа. Икона исчезла, вероятно, при закрытии монастыря.
Сохранился рисунок XIX в. работы художника Дмитрия Михайловича Струкова, на котором изображён тот самый образ Ченстоховского письма, в золотых коронах. На рисунке у Пресвятой Богородицы малиновый мафорий и голубое платье, хитон младенца Иисуса жёлтый (золото), нимб крестчатый. На фоне и нимбе – кириллические монограммы, дописанные, видимо, в православный период истории монастыря («Дмитрий Струков. Альбом рисунков. 1864–1867» под ред. О. Д. Баженовой, 2011 г.).
Среди работ Д. М. Струкова, посвящённых Витебщине, есть также рисунок под названием «Витебск. Образ в Тодулине монастыре близ города Витебска в 35 верстах» с изображением иконы Пресвятой Богородицы «София – Премудрость
Божия» . Празднование этой иконы совершается в день Рождества или Успения Богородицы, в Тадулинском монастыре оно происходило в храмовый праздник Успения. Иконография образа известна с VI века ( подробнее о нём можно прочитать здесь). Однако изображение в тадулинском образе отличается от византийско-киевского. Внизу на переднем плане в центре здесь – престол с раскрытой книгой, к которому шествуют с обеих сторон избранные святые. За ним – храм в виде аркады на семи столпах; в центральном проёме стоит Богоматерь с Младенцем на вытянутых руках. Верхнюю (основную) часть композиции представляет «Богоматерь с Младенцем» белорусской иконографии XVIII века. Спаситель благословляет открытой ладонью, в Его левой руке терновый венец, а на хитоне изображены символы Страстей. Согласно начерченному Д. М. Струковым масштабу, икона имела размеры около 1,5 × 1 м и первоначально стояла, вероятно, в одном из алтарей («Дмитрий Струков. Альбом рисунков. 1864–1867» под ред. О. Д. Баженовой, 2011 г.).
Икона Святителя Николая, которую перенесли из витебского Успенского Собора при своём переселении в Тадулино в 1799 г. монахи-базилиане, помещалась на Горнем месте в правом боковом пределе, посвящённом этому святому. На образе святитель был изображён в рост, в епископском облачении, стоящим на плиточном полу. Над головой святителя лента с надписью кириллицей: «Стлъ Хвъ Николае», а внизу латинская подпись. Эта икона, также как и образ Божией Матери Тадулинской, была чудотворной: так, к XIX веку относится случай обнаружения уворованной церковной утвари и самих виновников воровства сразу же после совершения молебна перед образом.
Известно также, что весенний праздник Святителя Николая в Слободе отмечали особенно: народ из окрестных деревень шёл крестным ходом к монастырю; проводились большие ярмарки, куда съезжались гости из соседних губерний.
Источники:
Говорский К. А. Исторические сведения о монастырях Полотской епархии./ К. Говорский.
Газiн Д. Вымнянская жамчужына / Д. Газiн // Жыццё Прыдзвiння. – 1994. – 30 лiпеня. – С. 4; 30 жнiуня. – С. 3; 6 верасня. – С. 4; 10 верасня. – С. 2; 17 верасня. – С. 2.
Фотогалерея:
Случаи чудес от икон Свято-Успенского Тадулинского монастыря.
“Как плакала Тадулинская Божия Матерь”
В зимние холода и в летний зной в Тадулинском монастыре, как то было назначено Господом, не умолкали молитвы. Невесты Христовы просили Небо укрепить их в борьбе с мирскими искушениями, молились за своих родных, – чтобы Всевышний простил им земные грехи, за умерших, – чтобы даровал им разум, а себе просили терпения.
И вот однажды во время молитвы настоятельница подошла к Тадулинской иконе Божией Матери – хотела поцеловать святыню – и увидела, что… икона плачет. На ней выступили маленькие красные капельки. Подошли монахини и увидели тоже самое. Три дня плакала икона, и игумения сказала: “Она предупреждает нас, что-то должно случиться!”
И вправду, вскоре Наполеон пошёл войной на Россию. Началась Отечественная война 1812 г., и военные действия проходили в трёх верстах от монастыря.
“Как Святитель Николай исцелил больного”
Жил в деревне Тадулино один крестьянин, у которого был очень болен сын: парень не мог ходить. Вечерами после работы собиралась молодёжь, танцевала, пела. А больной Янка выйдет с палочкой на завалинку и, хоть плачь, дальше идти не может. И родителям горе: такой парень был ладный, а тут совсем занемог.
Но вот однажды в деревне появились старцы, увидели они парня и посоветовали ему как-нибудь добраться до монастыря и помолиться святителю Николаю. Бедняга послушал мудрых людей – так и поступил. И хоть до монастыря идти всего ничего – с полкилометра, больной едва одолел этот путь за день. Попросил Янка настоятеля, чтобы тот позволил ему помолиться в монастыре, и настоятель согласился.
Долго парень молился. И вот однажды ранним вечером, когда солнце едва село, лик святого просиял необычным светом, тихий проникновенный голос сказал ему: “Ну, иди!” И случилось чудо. Янка встал, сделал один шаг, другой и… пошёл. От радости он заплакал. И чтобы отблагодарить Небо за такое чудо, принял Янка монашеский постриг и навсегда остался в монастыре.
(По материалам архива Вымнянской СШ).