Архивы

Василианский орден св. Иосафата

Е. В. Калиниченко

(Ordo Basilianus S. Josaphat; O. S. B. M.), монашеский орден в униатской Церкви, созданный в нач. XVII в.; своим происхождением, развитием и дальнейшей историей полностью связан с греко-католической Церковью, возникшей на западнорусских территориях в результате заключения Брестской унии (1596).

Первоначально создание василианского ордена не входило в планы перешедших в унию православных епископов Западной Руси. Напротив, они стремились к усилению своего контроля за монастырями, расположенными на территории подчиненных им епископств. Однако большая часть православного  монашества отказалась примкнуть к униатам. Даже принятые епископами в нач. XVII века меры (преимущественно насильственные) по насаждению унии в ряде наиболее крупных и влиятельных монастырей не дали результатов. Собственно униатское монашество было немногочисленным, малообразованным, практически неспособным оказать своей деятельностью поддержку епископату в деле распространения Брестской унии среди православного населения. В связи с этим возникла идея проведения реформы греко-католического монашества с целью создания из него по образцу римско-католического орденов наиболее сплоченной, организованной и хорошо образованной силы, способной стать инструментом распространения унии.

Одним из первых инициаторов проведения реформы стал Иосиф Вельямин Рутский, получивший образование в римской Коллегии св. Афанасия. Активную помощь ему оказал униатский митрополит Ипатий Потей. Общим для них было стремление приблизить униатство к римо-католичеству, что во многом отразилось на деятельности василианского ордена, в котором все более распространялись латинский богослужебный обряд, входило в обычай употребление латинского и польского языков, появлялись иные заимствования из римско-католической традиции. В 1601 г. Ипатий Потей предоставил в распоряжение униатских монахов Виленский Свято-Троицкий монастырь, откуда были изгнаны православные иноки и члены Троицкого братства. Иосиф Вельямин Рутский, постриженный здесь в монашество 6 декабря 1607 г., вскоре стал архимандритом Троицкого монастыря. Одним из наиболее деятельных помощников Иосифа в Троицком монастыре стал Иосафат Кунцевич.

Большую поддержку в создании нового ордена оказали иезуиты, которые стали для василиан в значительной степени образцом для подражания: орден мыслился как «иезуитский восточного обряда». Многие будущие василиане либо прошли обучение в иезуитских школах, либо в прошлом сами были иезуитами (известно, что многие из них перешли с папского согласия на восточный обряд). Иезуиты занимали в ордене важные должности, являлись духовниками в первых общинах василиан. Наряду с традиционными монашескими обетами — бедности, целомудрия и послушания — василиане также давали обещание не стремиться к высшим иерархическим степеням и должностям.

 В 1613 г. василианские общины появились в Бытенском и Жировицком монастырях, позднее в Новогрудке, Минске и др. местах. В 1614 г. ставший после смерти Ипатия Потея митрополитом Иосиф Вельямин Рутский приступил к организации нового ордена. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался первый капитул униатского монашества, что традиционно считается официальным учреждением «ордена свт. Василия Великого» (иначе — Виленской конгрегации Св. Троицы). В качестве консультантов присутствовали иезуиты. Составленные униатским митрополитом Иосифом Вельямином Рутским «Правила», которыми впоследствии василиане руководствовались в своей деятельности, в значительной степени повторяли положения устава иезуитского ордена. При создании ордена декларировалось, что речь идет не об основании целиком нового ордена, но лишь о реформе и восстановлении якобы изначального ордена свт. Василия Великого. Было объявлено об объединении всех униатских монастырей и населяющих их монахов в единую структуру василианского ордена, или конгрегации Св. Троицы, принят ряд постановлений, которые легли в основу организации и деятельности василиан.

 Верховное руководство орденом возлагалось на митрополита греко-католической Церкви. Генеральный капитул (конгрегация) — общий съезд василиан — собирался каждые 4 года (позднее каждые 8 лет) и являлся высшим органом законодательной власти в ордене. Общее управление орденом поручалось протоархимандриту (пост соответствовал должности генерала в католич. орденах, и впоследствии василианского протоархимандрита чаще всего именовали именно так). Протоархимандрит избирался на генеральном капитуле ордена на 4 года (позднее срок был увеличен до 8 лет). При этом особо подчеркивалось, что протоархимандрит должен избираться из числа простых монахов (профессов) и не может одновременно являться епископом или архимандритом (прелатом) греко-католической Церкви. Протоархимандрит разделял исполнительную власть с советом из 4 советников или консульторов, которые также избирались на капитуле и являлись помощниками протоархимандрита в руководстве орденом. Старший из этих советников, протоконсультор, был обязан постоянно находиться при протоархимандрите. В совет также входил секретарь ордена, обязанностью которого были контроль за текущими делами и напоминание о необходимости решения тех или иных вопросов. Управление орденскими монастырями сохранялось за игуменами, которые назначались на 4 года протоархимандритом с согласия капитула. Все важнейшие дела, касавшиеся деятельности василианского ордена, должны были решаться на совете большинством голосов. Гербом ордена стал огненный столп (в память о видении преп. Ефрема Сирина, наблюдавшего, как свт. Василий Великий совершает литургию, будучи при этом охвачен пламенем).

 Решения Новогрудского капитула 1617 г. и другие организационные акты ордена были утверждены декретом папской Конгрегации пропаганды веры в 1624 г. Папа Урбан VIII выразил благосклонное отношение к ордену, даровав ему право «привилегированного алтаря», т. е. право совершения месс, избавляющих души усопших от пребывания в чистилище, которым ранее обладали исключительно латинские монашеские ордена. В 1635 г. от польского короля Владислава IV василиане получили привилей, согласно которому за монахами-василианами закреплялось право занимать митрополичью и епископские кафедры в греко-католической Церкви в Речи Посполитой.

 Одновременно с образованием первых мужских василианских монастырей появились и женские обители. В числе первых монастырей василианок были общины, образованные в Вильно и Бытене, в середине XVII в.- в Новогрудке, Гродно, Минске, Полоцке, Пинске и других городах Западной Руси. Их главным отличием от мужских василианских обителей было подчинение местным епископам униатской Церкви, а не орденским структурам. В то же время духовное руководство насельницами принадлежало орденским иеромонахам.

Т. о., первоначально василианский орден являлся организацией, которая находилась в подчинении униатского митрополита, но была абсолютно независимой от епископов греко-католической Церкви, на территории которых находились монастыри.

            К 30-м гг. XVII в. в структуру василианского ордена вошло 36 монастырей. Большинство было расположено на территории Великого княжества Литовского (т. е. на территории соврем. Литвы и Белоруссии). Влияние ордена в Юго-Западной Руси (соврем. Украина) было весьма слабым: здесь большинство обителей оставались православными, василиане имели там 5 монастырей.

(Публикуется в сокращении)

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день