Архивы

Венок на могилу игумении Нины (Боянус)

  13 октября 2013 года исполнилось 60 лет со дня кончины игумении Нины (Боянус), насельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, начальницы епархиального женского училища. Родилась Вера Карловна (таково мирское имя матушки) в 1876 году, в Москве, умерла в 1953 году, в Кинель-Черкассах Самарской области. Между этими двумя датами – долгая жизнь удивительного человека, жизнь, без остатка отданная служению Богу и людям. Воистину на ней исполнились слова апостола Павла: «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр., 13,14).

         Сколько градов и весей было на жизненном пути игумении Нины. В детстве и отрочестве – Москва, село Ключи в Самарской губернии, где родители купили имение, потом Тифлис. Из-за частых переездов с родителями Вера училась дома. Однако это не помешало ей сдать экзамен и получить диплом домашней учительницы, а затем поступить вольнослушателем на философский факультет Лондонского университета. Но душа искала не знаний, а познания Истины и пути ко спасению.

Монашеский путь Веры Карловны начинается в 1898 году в Вировском монастыре Холмско – Варшавской епархии, где уже через год, за пламенную ревность в служении Богу, её постригают в монашество с именем Нина – в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Через некоторое время монахиня Нина переходит в Рижский Свято-Троицкий монастырь, а в 1904 году Господь приводит её в Полоцкую обитель преподобной Евфросинии.

В начале ХХ века древний Полоцкий монастырь переживал не лучшие времена. С болью пишет матушка Нина философу В. В. Розанову: «Спасо-Евфросиниевский монастырь принадлежит к типу тех старых запущенных монастырей, где внутренняя жизнь чрезвычайно скудна и бессодержательна. Ни людей образованных, ни носителей духовной мудрости там нет… Мне близко знакомы два образцовых монастыря, которые отвечают созерцательному и деятельному настроению. Один из них – в Риге… » [1, сс.74–75]. Что же заставило монахиню Нину перейти из образцового Рижского монастыря в обитель, совершенно не соответствующую ей по духу и по устроению? Благословение духовного отца, епископа Полоцкого и Витебского Серафима (Мещерякова). Владыка Серафим хотел поднять Полоцкий монастырь на должный уровень духовной жизни. И он искал единомышленную помощницу, чтобы поставить её настоятельницей. Но Синод отклонил кандидатуру монахини Нины, ссылаясь на её молодость. Тогда епископ Серафим поручает монахине Нине монастырское училище.

Все свои душевные силы и любовь матушка отдавала вверенному ей «малому стаду». Она заботилась не только об учебной программе, но, прежде всего, о духовно-нравственном воспитании учениц.

В 1914 году грянула Первая мировая война. Здание Полоцкого училища было занято под госпиталь. В собственной квартире игумения Нина устроила лазарет и самоотверженно ухаживала за ранеными. Вот строки из её письма к В. В. Розанову: «Вся жизнь перевёрнута вверх дном, предполагается открыть занятия только в одном выпускном классе, а в остальных отложить учение до освобождения зданий… Обычный ход занятий и дум нарушен совершенно. Хорошо ли, это, дурно ли – не приходится судить, – несёшься по течению событий и, пожалуй, рада, что живёшь одними нервами со страной» [1, с.72].

В 1915 году монастырь и училище были эвакуированы в Ростов Великий. И здесь матушка Нина и её послушницы, наладив учебные занятия, трудились в госпитале.

Но Господь готовил Своей рабе новые испытания. Нелепая клевета распространилась о матушке. И возвращение в Полоцкий монастырь стало для неё невозможным. Предав себя в руки Божии, игумения Нина с верной послушницей Феклушей (Феклой Ивановной Клоп) уезжает в родительское имение Ключи, где жила её старшая сестра Любовь Карловна.

Октябрьский переворот 1917 года принёс ещё более страшные бедствия, чем война. Особенно пострадала Церковь и верующие. Поражает мужество игумении Нины. Она не отчаялась, а смогла выжить в этих нечеловеческих условиях и остаться истинной христианкой и монахиней, верной данным обетам. Только Феклушу пришлось выдать замуж. В 20-е годы матушка Нина заканчивает медицинский факультет Самарского университета. Так продолжается её служение ближним в качестве врача. Она поселилась в селе Алексеевка Кинельского района с верной Феклой Ивановной, овдовевшей к тому времени.

В школе мы восхищались подвигом жён ссыльных декабристов, аристократок, воспетых Некрасовым в поэме «Русские женщины». Почему же никто не напишет поэму об аристократке Вере Карловне Боянус? Разве не подвиг – барыне быть сестрой милосердия в лазарете, обмывать и перевязывать мужиков-солдат. А вот картина из нелёгких 20-х – 30-х годов: деревянный дом в селе Алексеевка, по двору бродят куры, пасутся козочки, ослик Чуча тащит под горку бочку с водой. Рядом идёт невысокая худенькая женщина в длинной одежде, голова покрыта платком. Кажется, что какая-то крестьянка выполняет свою обычную работу. Но перед нами – игумения Нина, дворянка, не привыкшая к тяжёлому физическому труду и к голоду. Чтобы выжить в это голодное время, и завела хозяйство матушка. Иногда ездила в Самару, чтобы выменять на продукты остававшиеся от прежней жизни ценные вещи. Но тяжелее всего для матушки Нины была неизвестность о судьбе её духовного отца – владыки Серафима (Мещерякова). В 1933 году владыка Серафим был расстрелян в Ростовской тюрьме.

В 1935 году закрыли храм в Алексеевке, и матушка уехала в Самару. Без церковной службы она не мыслила своей жизни. В Самаре матушка Нина проработала детским врачом до конца Великой Отечественной войны, молилась в храме свв. Апостолов Петра и Павла, а в 1948 году Фекла Ивановна увезла её к себе в Кинель-Черкассы. Последние пять лет своей жизни игумения Нина провела в  Кинель-Черкассах. Ходила ко всем службам в единственном храме Вознесения Господня. Помогала людям как врач. Воспитывала крестника Мишу – сына Феклы Ивановны, который до конца жизни сохранил тёплые воспоминания о крёстной Вере Карловне. За год до смерти у матушки случился микроинсульт. После этого она раздала последние книги и иконы, ещё более уединилась и стала готовиться к переходу в жизнь вечную. Земной путь её закончился 13 октября 1953 года.

Погребена игумения Нина на кладбище в Кинель-Черкассах. В 1958 году скончалась Фекла Ивановна Степанова и была похоронена возле своей дорогой матушки.

 

  1. Нина (Боянус), игум. Наши беседы о жизни /игум. Нина (Боянус). Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. – 208 с.

 

Нас породнила игумения Нина 

 Едва прошел месяц с тех пор, как мы встречали дорогих гостей из Беларуси, которые приезжали в Кинель-Черкассы для участия в  научно-практической  конференции, посвященной  семье Боянус. И вот, 17 октября посланцы Беларуси – вновь на кинель-черкасской земле.

– Нас привела сюда игуменья Нина Боянус, – призналась инокиня Ольга, начинавшая в 1998 году свой монашеский путь в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, где начальницей епархиального училища  в дореволюционные годы была игумения Нина.

Инокиня Ольга поведала, что чувствует крепкую духовную связь с игуменией Ниной  и глубоко тронута мужеством, с которым она переносила выпавшие на ее долю тяжелейшие жизненные испытания, ее горячей верой в Бога, искренней любовью к людям.

Игумения Нина была потрясающей личностью, высоко духовной, широко образованной, всесторонне одаренной. Она оставила после себя богатое наследие, которое бережно хранят нынешние сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря. Не случайно бывшая его насельница, матушка Илария, ныне по послушанию   занятая возрождением Тадулинского Свято-Успенского монастыря, направила инокиню Ольгу, которая занимается историческими исследованиями, в  поездку на самарскую землю.

Вместе с матушкой Ольгой из Беларуси к нам приехал замечательный коллектив – трио «Ковчег», исполняющий как духовные песнопения, так  народные и авторские песни. В составе этого коллектива, основанного десять лет назад, – дьякон Александр Иванов, псаломщица Свято-Георгиевского храма г. Витебска Светлана Ким и Валентина Иванкович. Накануне они  в очередной раз дали великолепный концерт в ДК «Россия» г. Отрадный, слушатели которого вынесли с него самые яркие впечатления. Вот что рассказала об этом руководитель Кинель-Черкасского филиала Самарского Русского национального центра Н. И. Ненина:

– Творчество трио «Ковчег» несет людям свет добра и истины, оно проникнуто горячей любовью ко Христу и Его творению. Уверена, что никто из многочисленных слушателей вчерашнего концерта, не остался равнодушным.

К сожалению, несмотря на то, что трио «Ковчег» выступало на самарской земле уже не один раз (в Отрадном, Борском и Богатовском районах),  по независящим от артистов причинам выступить на сцене Кинель-Черкасского РДК, равно как и в других селах района, ему не удалось. Но хочется верить, что  нашим землякам еще представится возможность послушать этот замечательный коллектив.

Пока же гости из Беларуси вместе с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Беловка Богатовского района протоиереем Сергием Ельчениновым побывали  в местах Кинель-Черкасского района, связанных с игуменией Ниной. В их числе село Свободные Ключи, где  в дореволюционные годы находилось родовое имение семьи Боянус, а сейчас восстановлены могилы родителей игумении Нины;  храм Вознесения Христова, где игумения Нина молилась в последние пять лет своей жизни,  а также ее могила  на старом кладбище  села Кинель-Черкассы.

После отслуженной здесь панихиды о. Сергий сказал:

– Я вдохновенно помолился на могиле игумении Нины, ведь она была одним из тех маленьких светильников веры, благодаря которым мы все еще ходим по этой грешной земле. Пока Господь видит эти светильники, нашей земле – жить.

Игумения Нина носила высокое духовное звание и одновременно была простым человеком, посвятившим свою жизнь ревностному служению Богу и людям.

Вдумайтесь только, какой это подвиг – жить рядом со своим родовым, разрушенным и разгромленным имением, даже не имея  возможности помолиться на могилах родителей?! При этом она не утратила своей внутренней духовной силы, продолжая неустанно идти ко Христу и призывая к этому окружающих.

Будучи игуменией, она лечила людей духовно, а лишившись этой возможности, стала врачом. Но и тогда, я уверен, давала им духовные советы, что в годы безбожия было совсем небезопасно.

Мы поинтересовались у отца Сергия, что еще связывает его с Кинель-Черкасским районом. Оказалось, что он родился в с. Марьевка, которое прежде территориально входило в состав нашего района. Его родители  венчались в нашем Вознесенском храме и крестили  в нем его. С особенным волнением священник рассказал о том, что в Вознесенском храме он сделал свои  первые шаги в Православии:

– Помню, будучи четырнадцатилетним пареньком, в 1989 году я приехал из Марьевки в храм Вознесения. В кармане у меня было 100 рублей, подаренные на день рождения. На эти деньги я мечтал купить молитвослов и Закон Божий. Но в те годы стоило больших трудов достать эти книги, и даже в храме их можно было приобрести лишь по записи. Но служительницы храма, видимо, почувствовав мое горячее стремление к Богу, все же согласились продать мне эти книги вне очереди, за что я им по сей день очень благодарен.

Батюшка с огромной теплотой говорил  о нашем замечательном храме, вспоминая, что, будучи маленьким, если ночью выдавался туман,  не раз слышал пасхальный звон его колоколов.

А на вопрос о том, как завязалась его связь с  трио «Ковчег», он поведал:

– Дело в том, что благочинный Борского благочиния игумен Анания постоянно приглашает на  храмовый праздник Сретения  Господня различных исполнителей православной музыки. Не раз на такие Сретенские встречи  приезжало трио «Яблонька» из г. Балашиха Московской области. Эти замечательные исполнители и рассказывали  о своих друзьях – трио «Ковчег» из Беларуси. Так завязалась наша дружба с музыкантами из Беларуси.

Доброе общение с гостями обогатило новыми знаниями и впечатлениями, согрело душу теплотой их радушия и открытости,  в который раз убедив: все мы, тех, кого в старину называли великороссами, малороссами,  белороссами – ветви единого  Православного древа, русского народа, не сокрушить которое никому.

И. Беляева, газета «Трудовая жизнь» 

 

Визит в Страсбург белорусской делегации в связи с памятными мероприятиями, посвященными 60-летию преставления ко Господу игумении Нины (Боянус)

 11 октября 2013 года начался визит в Страсбург делегации из Беларуси, образованной по решению Святого Синода Белорусского Экзархата и по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, для  участия в памятных мероприятиях, посвященных 60-летию преставления ко Господу игумении Нины (Боянус), предки которой по линии отца происходили из Эльзаса (Франция).

Игумения Нина (в миру – Вера Карловна Боянус) родилась в 1876 году в Москве. Ее отец Карл Карлович Боянус, немец, выходец из Эльзаса был выдающимся врачом-гомеопатом, известным ученым, автором множества книг и статей по медицине. Мать Веры, Ольга Семеновна, происходила из калужских дворян Хлюстиных и была женщиной образованной и глубоко религиозной.

Младшая дочь Вера  обучалась и воспитывалась дома, а затем продолжила образование на философском факультете Лондонского университета. Владея несколькими языками, она впоследствии занималась переводами богословских сочинений на русский язык. Вместе с матерью Вера Карловна активно занималась просветительской и благотворительной деятельностью как в Самарской губернии, где находилось родительское имение, так и в Тифлисе, куда Боянусы переехали в 1890-е годы. В этот период жизни семья Боянус состояла в тесном духовном общении с выдающимися церковными деятелями: архиепископом Владимиром (Богоявленским) и архимандритом Серафимом (Мещеряковым). Под их влиянием Вера избрала монашеский путь и 1898 году поступила в Вировский Спаса Всемилостивого монастырь Холмско-Варшавской епархии. Уже через год «за пламенную религиозную настроенность и самоотверженное служение бедным и больным» Вера Боянус была пострижена в монашество с именем Нина. Вскоре монахиня Нина перешла в Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, а в 1904 году  была переведена в древний Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.

В ноябре 1905 г. монахиню Нину утвердили в должности начальницы женского Спасо-Евфросиниевского духовного училища. При ней из бедного трехклассного оно было преобразовано в шестиклассное и получило статус епархиального. Трудами монахини Нины было возведено новое трехэтажное каменное здание, в котором она на свои средства в память о благочестивой матери устроила домовую церковь в честь Святой Троицы (это здание сохранилось и доныне, однако, пока не возвращено монастырю). Также была усовершенствована и расширена учебная программа. В училищный курс были введены иностранные языки и живопись, которые начальница сама же и преподавала. Сугубое внимание уделяла матушка Нина духовно-нравственному воспитанию своих учениц. Она проводила с ними беседы о вере и о жизни по Евангелию (эти беседы в 1913 г. были изданы в Полоцке под названием «Наши беседы о жизни»). За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом, а в 1914 году была возведена в сан игумении.

В годы Первой мировой войны вкладом матушки Нины в помощь Отечеству явился небольшой лазарет, устроенный в ее собственной квартире в училище, который содержался на ее личные средства. Игумения Нина трудилась сестрой милосердия не только в лазарете, но и в госпитале, расположенном в здании училища. Порой ей приходилось делать до ста пятидесяти перевязок в день, притом, что на ее попечении оставалось более 200 учениц и училищный персонал.

В 1915 году Спасо-Евфросиниевское училище было эвакуировано в Ростов Великий в Варницкий Свято-Троице-Сергиев монастырь. Здесь матушка Нина и ее послушницы  продолжали трудиться сестрами милосердия в Крестовоздвиженском госпитале.

Революция застала игумению Нину в родительском имении в Самарской губернии. Здесь началось ее служение людям на новом поприще. В 1920-е годы матушка Нина окончила медицинский факультет Самарского университета и стала врачом.

Последние годы жизни матушки прошли в селе Кинель-Черкассы Самарской губернии в доме ее верной помощницы по Полоцкому училищу Феклы Ивановны Клоп.

Окончился земной путь игумении Нины в канун великого праздника Покрова Божией Матери – 13 октября 1953 года. Погребена она была на сельском кладбище в Кинель-Черкассах.

Но как «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5,14), так не осталась сокрыта от потомков и жизнь игумении Нины, замечательной подвижницы XX столетия. Господу было угодно, чтобы память о ней сохранилась в последующих поколениях, по слову Священного Писания: «Праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего» (Прем. 5; 15).

В 2000 году, в архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря поступило несколько фотографий матушки Нины, и было положено начало исследовательской работе. Весной 2001 года полоцкие сестры совершили поездку на Самарскую землю и разыскали могилу игумении Нины, на которой установили памятный крест. Также была восстановлена и, разоренная в советское время, могила Карла Карловича и Ольги Семеновны Боянусов.

В 2003 году, к 50-летию со времени кончины игумении Нины, вышла в свет книга «Наши беседы о жизни», подготовленная к изданию сестрами Полоцкого монастыря. В книгу вошли беседы матушки Нины с воспитанницами Спасо-Евфросиниевского училища, жизнеописание, письма, воспоминания о ней современников.

Об эльзасском происхождении предков игумении Нины сведения обнаружил страсбургский историк Филипп Эдель. В номере журнала «Сезоны Эльзаса» за 2011 год, посвященном судьбе эльзасцев в мире, была опубликована его статья о семье Боянус. Об этом стало известно Представительству Русской Православной Церкви в Страсбурге, которое иницировало публикацию ее русскоязычной версии в журнале Московской Патриархии в январе 2013 года.

Память об игумении Нине (Боянус), ее жизни во Христе, и сегодня жива в Спасо-Евфросиниевской обители, в сердцах сестер и множества почитателей этой подвижницы благочестия, в том числе в Западной Европе.

Семья Боянусов дала миру Людвига Боянуса, ученого-натуралиста в Вильнюсском университете; Карла Боянуса, основателя и историка гомеопатии в России; Семена Боянуса, специалиста по русской филологии в Великобритании. Эти сведения обнаруживают целый пласт человеческих связей, которые существуют между Францией, Германией, Беларусью и Россией.

Белорусскую делегацию, принявшую участие в памятных мероприятиях, возглавил епископ Бобруйский и Быховский Серафим, первый проректор института теологии святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Белорусский государственный университет). В состав делегации вошли Т. Г. Полушкина, председатель комиссии по образованию, культуре и здравоохранению районного совета депутатов г. Полоцка и Полоцкого района; Н. В. Ольшанецкая, врач-гомеопат из Московского гомеопатического центра, насельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря инокиня Евфросиния (Миронова), инокиня Ольга (Быховцова), инокиня Иулия (Окрестина).

12 октября делегация посетила монастырь святой Одилии, покровительницы Эльзаса. У мощей начальницы женского монашества в этой части Европы, подвизавшейся в VII-VIII веках, православные паломники совершили молитву. Они также посетили источник, который исшел из земли по молитве преподобной.

Вечером того же дня на ставропигиальном приходе Всех Святых епископ Серафим возглавил воскресное всенощное бдение. Ему сослужили настоятель храма и представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) и клирик храма священник Евгений Макушкин. За богослужением пели сестры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.

13 октября 2013 года в культурном центре святого Фомы города Страсбурга

прошло памятное мероприятие, посвященное игумении Нине, которое собрало более ста человек. В холле культурного центра была открыта фотовыставка, посвященная памяти матушки Нины (Боянус), подготовленная трудами К. Г. Шавеля и сестер Полоцкой обители.

В адрес мероприятия были направлены письменные приветствия митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси; митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а также настоятельницы Полоцкого монастыря игумении Евдокии (Левшук).

На основной части мероприятия были представлены доклады члена Руководящего комитета Международного союза эльзасцев Филиппа Эделя — «По следам семьи Боянусов»; врача-гомеопата Н.В.Ольшанской — «Карл Карлович Боянус, русский гомеопат», инокини Евфросинии (Мироновой), насельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря — «Праведники вовеки живут».

В память игумении Нины сестры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря исполнили несколько православных песнопений.

Игумен Филипп рассказал собравшимся о проекте строительства русского православного храма Всех Святых в Страсбурге.

В программе дальнейшего пребывания белорусской делегации в Эльзасе посещение родины предков игумении Нины – Буксвиллера, встречи в Страсбургском университете, молитва у раки мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Эшо.

14 октября 2013 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, епископ Бобруйский и Быховский Серафим совершил Божественную Литургию на приходе Всех Святых в Страсбурге. Ему сослужили настоятель храма игумен Филипп (Рябых) и клирик храма священник Евгений Маркушкин. За богослужением пели сёстры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. По окончании богослужения было совершено особое молитвенное пение, посвящённое Божией Матери и прославляющее её покров над Страсбургом, явленный в 9 веке. Затем белорусская делегация посетила участок, выделенный под строительство православного храма.

В тот же день белорусская делегация посетила Буксвиллер, родину предков игумении Нины (Боянус). В городе состоялась встреча с заместителем мэра Марком Хайнцем и другими сотрудниками мэрии. Гости посетили новый городской музей, а также осмотрели дом, в котором проживала семья Боянусов до своего отъезда из Буксвиллера в Дармштадт после Французской революции. Представитель городских властей Полоцка Т. Г. Полушкина пригласила делегацию города Буксвиллера в Полоцк, а также преподнесла в дар городу уникальное издание, посвященное 1150-летию Полоцка.

15 октября гости посетили Университет Страсбурга.

16 октября епископ Серафим вместе с членами делегации молились за молебном с акафистным пением у раки мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в храме святого Трофима в Эшо. Затем они посетили мэрию города, где встретились с мэром Ж.-Л. Фрейдом и его заместителем М. Кленбейком.

В дар городу Владыка Серафим преподнес изображение копии креста преподобной Евфросинии Полоцкой, который близок по иконографии Лотарингского креста. Местный историк Ж.Гросс провел экскурсию для гостей в краеведческом музее и представил макет реконструкции женского монастыря святой Софии.

В тот же день белорусская делегация отбыла в Минск.

 По материалам сайта www.ruhram


ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день