Архивы

Деятельность Свято-Владимирского епархиального братства в конце XIX века

В год 1000-летия (2015) со дня преставления святого Владимира тема, связанная с деятельностью Свято-Владимирского братства на Витебщине, звучит особенно актуально. Основано епархиальное братство в период ректорства протоиерея Иакова Новицкого (Витебская духовная семинария, август 1886 – январь 1888) 8 ноября 1887 года[1].  Прот. Иаков Новицкий оставил о себе самые светлые воспоминания и как педагог, и как администратор, по мнению историка Д. И. Довгялло, который пишет: «При его личном труде и под его руководством открыто епархиальное Свято-Владимирское Братство, и о. Н. (отец Иаков Новицкий) был творцом первого устава Братства и первым председателем Совета Братства»[2].

С 1864 года во всех епархиях России учреждали церковные братства. В Полоцко-Витебской епархии было открыто два братства: первое в г. Полоцке во имя святителя Николая и преподобной княжны Евфросинии Полоцкой 11 июля 1867 г., второе – Свято-Владимирское в Витебске[3].

Братства представляли серьезную общественную силу. Они были надежным рычагом для духовно-просветительской, благотворительной и миссионерской деятельности православной церкви. Братства призваны были охранять православную веру от внутренних, домашних врагов. Они вели борьбу с искажениями в вере, невежеством и пороками, гнездящимися в народной жизни.

Братства состояли из членов разного звания и чина: от митрополита до простых мирян, как дворянского, так и мещанского сословий. В братство иногда вступали священники с целыми приходами, не только мужчины, но и женщины.

Основные направления деятельности Свято-Владимирского братства прописаны в первом уставе, который действовал до утверждения нового устава 22 марта 1898 года:

  1. Поддерживать церковные школы Полоцкой епархии материально;
  2. Оказывать возможную помощь духовенству в ведении внебогослужебных чтений и бесед;
  3. Доставлять народу легчайшие способы к приобретению книг религиозно-нравственного содержания и икон хорошего православного письма;
  4. Заботиться о развитии миссии среди раскольников в епархии;
  5. Содействовать улучшению церковного пения при богослужениях в храме и заведению общего пения[4].

В 1887 году полоцкий епархиальный училищный совет вошел в состав совета Витебского Владимирского братства, которое управляло церковными школами Витебского уезда Полоцко-Витебской  епархии до 1894 г. При Владимирском братстве существовали школы иконописания и пчеловодства.

С 1892 года начинают проводить внебогослужебные чтения и беседы во все воскресные и праздничные дни. Особенное внимание обращали на приходы, которые находились в местах, где проживали старообрядцы и представители других вероисповеданий. Чтения сопровождались пением церковных песен. Это вызывало живой отклик у народа. Чтения содействовали поднятию религиозности и нравственности народа. Из отчетов можно сделать вывод, что прихожане стали регулярнее посещать храмы, исповедаться и причащаться, воздерживаться от работ, пьянства и игрищ[5].

С 1893 года внебогослужебные чтения проводились в зале городской думы для интеллигенции и молодежи. Содержание чтений было религиозно-нравственным, историческим и церковно-богословским.

Еще один ректор ВитДС, архимандрит Геннадий Щепетильников  открыл иконно-книжную лавку при братстве. По свидетельству историка Д. И. Довгялло, эта лавка приносила большую пользу и братству, и епархии[6].

Историк С.М. Восович выделяет два этапа в культурно-просветительской деятельности братства конца XIX века. Первый этап – 1887-1893 гг. Это время заведывания церковными школами, когда братство сосредоточило свою деятельность на содействии духовенству в учреждении и содержании церковно-приходских школ, а также школ грамоты Полоцкой епархии. С 1894 по 1899 гг. деятельность Свято-Владимирского братства переключается на религиозно-нравственное просвещение взрослого населения Полоцкой епархии[7]. Безусловно, это связано также с началом миссионерской деятельности братства.

С целью расширения своей деятельности общее собрание братства 28 ноября 1893 года единогласно утвердило предложение председателя совета братства ректора ВитДС архимандрита Климента (Стояновского) об отделении братства от училищного совета. Что и произошло в 1894 году.

13 апреля 1894 года был учрежден противораскольнический миссионерский комитет Свято-Владимирского братства. Первоначально в него входило небольшое количество людей — преподаватель семинарии И. Т. Никифоровский, прот. о. Николай Соколов и свящ. Нил Серебреников[8]. Постепенно он расширялся и набирал силу.

Противораскольнический миссионерский комитет ставил своей задачей содействовать организации собеседований с раскольниками, распространению в народе книг и брошюр, которые необходимы были для разъяснения истин православного христианского учения и для обличения раскола старообрядцев. Миссионерский комитет руководил деятельностью противораскольнических миссионеров из местных священников и мирян, сведущих в миссионерском деле.

В 1894 году были сделаны следующие шаги для развития миссии:

  1. Открыт склад противораскольнических популярных изданий для продажи по минимальной стоимости и безмездной раздачи;
  2. Открыта центральная миссионерская библиотека в г. Витебске для снабжения миссионеров епархии;
  3. Разработан вопрос об учреждении в епархии окружных противораскольнических миссионеров (17 человек: 15 священников и 2 учителя церковно-приходских школ);
  4. Распечатаны беседы И. Т. Никифоровского на 12 тыс. листков, которые раздавал сам Преосвященный во время поездок по епархии;
  5. Рассмотрены отчеты миссионеров епархии.

Центральная миссионерская библиотека размещалась в здании ВитДС[9].

В городе Витебске  велись собеседования со старообрядцами в духовной семинарии под руководством преп. Василия Тычинина и в Успенской единоверческой церкви под руководством свящ. Василия Ильина. Кроме публичных собеседований об антихристе, о церкви и церковной иерархии, о добрых и худых делах, о ключах Царства Небесного велись частные беседы на дому или в общественных местах.

13 ноября 1898 года был назначен новый председатель противораскольнического миссионерского комитета. Им стал кандидат богословия Петр Шаров, преподаватель ВитДС по истории и обличению русского раскола[10].

Результаты миссионерской деятельности Свято-Владимирского епархиального братства были различными, были как случаи перехода старообрядцев в православную церковь, так и отпадения в раскол недавно присоединившихся. Важным результатом миссионерской деятельности братства было охранение православных членов церкви от опасности раскола. Открытость, постоянный диалог, обличение раскола – эти методы помогли сохранить паству от отпадения в старообрядчество. Эта деятельность отражала направление, которое было избрано братством и утверждено в новом уставе 1898 года – содействовать «охранению и утверждению истин и правил Православной веры христианской в пределах Полоцкой епархии»[11].

Кроме этого Свято-Владимирское братство заботилось о собирании истории Витебщины. Существовал комитет по историко-статистическому описанию церквей и приходов. В 1899 году Д. И. Довгялло составил и издал «Список церквей Витебской губернии с адресами». С 1892 года реализовывался проект об открытии библиотеки-читальни с церковно-археологическим музеем при ней.

Важно отметить, что Свято-Владимирское братство стремилось увековечить память святого Владимира на Витебской земле. К 900-летию Крещения Руси братство на свои средства приобрело и раздало 12 тысяч экземпляров брошюры «Житие Святого Равноапостольного князя Владимира», а также после торжественных богослужений были организованы публичные мероприятия с произнесением речей исторического содержания. Служили молебны св. Владимиру на братских богослужениях. 8 октября 1889 года была открыта образцовая школа при женском духовном училище на средства братства.

Безусловно, сам выбор равноапостольного князя Владимира как покровителя братской деятельности на Витебщине свидетельствует о почитании святого на наших землях и о верности тому пути, по которому он шел с момента своего личного крещения и Крещения Руси. Свято-Владимирское братство стало епархиальным в Полоцко-Витебской епархии, так как имело более массовый характер, чем братство во имя святителя Николая и преподобной княжны Евфросинии Полоцкой. Витебская духовная семинария стала площадкой для собирания братских сил, а ректор, как правило, являлся председателем совета братства.

В Полоцко-Витебской епархии оба братства пережили трансформацию в конце XIX века. Братство Полоцкого уезда начинало как отдел религиозного образования и катехизации, а переключилось на благотворительную помощь и милосердие, основало богадельню и детский приют. Свято-Владимирское братство также начинало как отдел религиозного образования и катехизации, а со временем стало миссионерским. Это свидетельствует о гибкости и готовности отвечать на вызовы времени.

Ксения Николаевна Коротчук 

 

Список использованной литературы:

  1. Витебское Братство святого равноапостольного князя Владимира и отношение к нему Общества / Витебщина: документальное наследие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://192.168.0.2/ db_nasled/index.php. – Дата доступа : 17.02.2015.
  2. Витебское епархиальное Свято-Владимирское братство. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Свято-Владимирского братства за 1894 год //  Витебщина: документальное наследие [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// 192.168.0.2/db_nasled/index.php. – Дата доступа : 10.02.2015.
  3. Восович С.М. Культурно-просветительская деятельность Витебского Свято-Владимирского братства в конце XIX века // Электронная библиотека Полоцкого государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  http://elib.psu.by:8080. – Дата доступа : 04.03.2015.
  4. Довгялло Д.И. Витебская духовная семинария (1806-1906). Заметки и воспоминания. – Витебск, 1907. – 84 с.
  5. НИАБ. – Фонд 2556. – Оп. 1. – д. 1. – Л. 1–5. Отчет Свято-Владимирского епархиального братства за 1897 год.
  6. НИАБ. – Фонд 2556. – Оп. 1. – д. 2. – Л. 1–14. Отчет Свято-Владимирского епархиального братства за 1898 год.
  7. Устав Витебского Свято-Владимирского Епархиального Братства (Сущ. С 8-го ноября 1887 года) // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1908. – Приложение к № 16. – С. 1 – 13.

 

 


[1] Витебское Братство св. равноап. князя Владимира и отношение к нему Общества/ URL: http://192.168.0.2/ db_nasled/index.php.

[2] Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806-1906 гг.). Витебск, 1907. С. 72.

[3] Витебское Братство св. равноап. князя Владимира и отношение к нему Общества/URL: http://192.168.0.2/ db_nasled/index.php.

[4] Витебское Братство св. равноап. князя Владимира и отношение к нему Общества/URL: http://192.168.0.2/ db_nasled/index.php.

[5] Восович С.М. Культурно-просветительская деятельность Витебского Свято-Владимирского братства в конце XIX века //URL:  http://elib.psu.by:8080.

[6] Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806-1906 гг.). Витебск, 1907. С. 77.

[7] Восович С.М. Культурно-просветительская деятельность Витебского Свято-Владимирского братства в конце XIX века //URL:  http://elib.psu.by:8080.

[8] Витебское епархиальное Свято-Владимирское братство. Отчет о состоянии и деятельности Витебского епархиального Свято-Владимирского братства за 1894 год //  URL: http:// 192.168.0.2/db_nasled/index.php.

[9] НИАБ, Фонд 2556, Оп. 1, д. 1, Л. 3.

[10] НИАБ, Фонд 2556, Оп. 1, д. 2, Л. 1.

[11] Устав Витебского Свято-Владимирского Епархиального Братства (Сущ. С 8-го ноября 1887 года) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1908.  С. 1.


data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir"

>

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день