Архивы

Епископ Антонин (Державин)

В 1889 г. епископом Полоцким и Витебским был назначен Преосвященнейший Антонин (Державин). За несколько лет пребывания Владыки на этой кафедре им было положено немало трудов в делах попечения о пастве, благотворительности и просвещения. Именно при его содействии было открыто женское училище при Свято-Успенском Тадулинском женском монастыре, устроено помещение для Витебского духовного училища, учреждена пенсионная касса для духовенства епархии, открыты богадельни и приют для призрения престарелых и воспитания малолетних сирот. Кроме этого, стали проводиться религиозно-нравственные чтения для народа по всей епархии, открылась библиотека в Витебске с читальней и музеем, увеличилось число церковно-приходских школ.

В  1893 году в Полоцке Преосвященным Антонином был заложен величественный Кресто-Воздвиженский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря, – самый большой храм полоцкой обители.

Иоанн Димитриевич Державин родился в 1830 году в Калужской губернии в семье священника. В 1854 году он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а 26 февраля 1855 года был рукоположен в сан иерея. В 1861 году священник Державин был определен инспектором и учителем Белевского духовного училища Тульской епархии. В 1867 году при преобразовании училища по новому уставу переименован помощником смотрителя.

В жизни Преосвященного Антонина было знаменательное событие: во время крушения железнодорожного поезда, в котором он ехал однажды, он чудесным образом остался цел и невредим, хотя был разрушен даже тот вагон, в котором он находился. «Великую неизреченную милость явил мне Господь Бог в ночь под 27 число декабря 1874 года в страшные минуты крушения пассажирского поезда близ станции «Сергиево» на Московско-Курской железной дороге», – рассказывал о себе Преосвященный. – «В то время я был приходским священником в г. Белеве, Тульской губернии. По распоряжению Высокопреосвященнейшего Никандра, архиепископа Тульского и Белевского, я вызван был братом моим, Тульского кафедрального собора протоиереем Афанасием Дмитриевичем, в Тулу, к празднику Рождества Христова. В этот праздник, по назначению владыки, я служил с ним и с соборным причтом Литургию и положенный после нее молебен. После того, вместе с другими, был я и у владыки, а вечером в другой раз явился к нему и подал ему прошение о пострижении меня в монашество. На следующий день 26 декабря утром был я за Литургией в соборе, а вечером посетил моих родных и знакомых и затем прибыл на вокзал, чтобы отправиться в г. Белев с ночным поездом Московско-Курской железной дороги. Брат отпустил со мной служителя своего Семена Матвеева Фурсова. По просьбе моей, мне было отведено в поезде место, наиболее свободное от пассажиров, в ближайшем к паровозу вагоне третьего класса, в первом отделении его. Я поместился на лавке близ перегородки, разделяющей вагон, на одну сторону двери, ведущей во второе отделение вагона, а спутник мой, служитель Семен, — тоже на лавке, по другую сторону двери. Кроме нас в этом отделении было всего два человека. Поезд двинулся с места. Утомленный разъездами к родным и знакомым в Туле, я лег на лавке и заснул, служитель Семен тоже. Но вдруг я пробужден был необыкновенно сильным колебанием вагона и страшным треском. Семен был уже на ногах и сообщил мне страшную весть, что поезд подвергся крушению. Два человека, бывшие с нами, мгновенно выскочили из вагона чрез окна. Я решился было сделать то же, но, взглянув в окно, я увидел страшную глубину, которая угрожала или преждевременной смертью, или неизлечимыми увечьями. Поспешно бросился я на свою лавку, закрылся воротником шубы и предался воле Господа Бога. Семен оставался на своем месте. Катастрофа скоро кончилась. Глубоко поразительны были ее последствия. Впереди была огромная груда кусков дерева, железа и других составных частей паровоза и вагонов. Из-под этой груды слышны были вопли истопника, на которого упал раскаленный кусок парового котла, и стоны мальчика, бывшего при нем. Сзади была также груда, и под ней раздавались жалобные просьбы о помощи военного человека, отца семерых детей и стоны других пассажиров. Отделение вагона, в котором находились мы с Семеном, также подвергнулись крушению: крыша его, стены и пол были разломаны. Остались целыми только две лавки, на которых мы помещались, пол под ними, крыша над ними, державшаяся на колонках и перегородка с дверью. Милосердием Господа Бога мы были спасены не только от страшной смерти, но даже от всякого повреждения. Рвалось сердце подать помощь страждущим пассажирам: но решительно не было доступа к ним. Мальчик, стонавший, наконец, умолк: через несколько времени не стало слышно и воплей истопника. С большим усилием отворены была дверь в перегородке, притиснута кусками разбитого вагона, и, по милости Божией, высвободился из-под них и вышел к нам вышеупомянутый военный человек, измятый, изнуренный.

Около четырех часов просидели мы на уцелевших лавках, — пока расчищен был путь и подан поезд для дальнейшего следования. Причиной катастрофы было то обстоятельство, что пассажирский поезд, с которым отправились мы из Тулы, по оплошности железнодорожной прислуги, пронесся мимо станции «Сергиево», на которой должен был остановиться, и на пути за этой станцией столкнулся с багажным поездом, шедшим навстречу«. Так рассказывал о себе сам Преосвященный.

27 февраля 1875 г. отец Иоанн был пострижен в монашество с наречением имени Антонина и назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря. 1 апреля 1878 г. он был возведен в сан архимандрита.

5 июня 1881 г. архимандрит Антонин получил назначение на должность инспектора Вифанской духовной семинарии, а в 1883 году — на должность настоятеля Сретенского монастыря и члена Московской Духовной Консистории.

27 ноября 1883 г. он был хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии.

18 октября 1886 г. перемещен на кафедру епископа Ковенского, первого викария Литовской епархии, а 14 марта 1889 г. назначен епископом Полоцким и Витебским. Большое внимание Владыка Антонин уделял укреплению позиций Православия в Литве и Белоруссии, урегулированию отношений между православными, старообрядцами и местными властями; поддерживал деятельность православных обществ: так, им были пожертвованы 2000 р. ковенскому Свято-Николаевскому братству.

3 сентября 1893 г. перемещен на Псковскую кафедру епископом Псковским и Порховским.

Свое архипастырское служение епископ Антонин совершал в духе христианской любви и кротости и был известен особой попечительностью о благе вверяемых ему паств и ревностью о насаждении и укреплении в народе начал христианского просвещения. В Псковской епархии заботами Преосвященного Антонина была открыта богадельня для священнослужителей, благоустроено здание епархиального женского училища, заведены в церквах епархии церковные хоры, а в воскресные и праздничные дни чтение акафистов. Владыка не поощрял тех, кто противопоставлял земские школы церковным.

Преосвященный отличался редкой душевной добротой и кротостью. Несмотря на потерю зрения за несколько лет до смерти, он сохранял работоспособность.

В начале июля 1901 г. епископ Антонин заболел нервным расстройством, которое осложнилось болезнью печени и сужением пищевода. Эта болезнь ослабила силы, и Владыка не мог уже совершать богослужений. В помощь ему Святейший Синод назначил на время его болезни Преосвященного Германа, епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, который был свидетелем дивной христианской кончины благостнейшего и кротчайшего святителя Антонина. Старец, по его словам, не испытывал ужаса, он был весь поглощен созерцанием вечной жизни у престола Божия. За несколько дней до кончины старцу принесли исполненный аромата кипарисовый гроб. Он ходил около гроба, с детской радостью целовал свою будущую храмину и восторженно повторял: «се покой мой! Где вселюся! Слава Тебе, Господи, Слава Тебе! Ты влечешь меня к тихому пристанищу блаженного оного покоя!».

На одре старец лежал весь сияющий любовью, весь проникнутый самой живой верой, переходящей в ведение, воздыхавший ко Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, небесным силам и всем святым — с такой полнотой внутреннего чувства, с такой близостью к миру невидимому, что всем окружавшим его смертный одр казалось, будто бы в горнице, в которой возлежал болящий, пребывали все небожители, которых он призывал в своих молитвах.

Владыка Антонин скончался 2 марта 1902 г. и был погребен в Свято-Троицком псковском соборе.

По материалам сайтов: http://vtid.ru,     http://www.pravenc.ru

 

 

Сохранились записи приходского священника села Котово, что в окрестностях Тадулино, иерея Ионна Карвецкого, в которых батюшка подробно описывает посещение Владыкой Антонином котовского храма, а также встречу любимого пастыря прихожанами:

 

Архиерейское священнослужение в селе Котове, Витебского уезда.

 

День 10 мая для нас, котовцев, был днём священным, радостным и многознаменательным. В этот день Преосвященнейший Антонин осчастливил нас своим посещением и архиерейским богослужением в нашем храме. Решаюсь описать всё предшествующее сему торжеству и самое торжество, чтобы воочию видеть во всём Промысел Божий и исполнение Им благих наших желаний и стремлений.

В 1877 году я перешёл, по своему желанию, из Невельского уезда в село Котово. Здесь я нашёл церковь новую, выстроенную на казённые средства за три года до моего поступления к ней. Церковь по наружному виду была красива, но внутри оказалась во всём скудною, – между прочим, не доставало в ней такой святыни, которая бы служила для прихожан особенным предметом молитвенного обращения и упования в минуты радости и скорби жизни.

В виду недостатка в церкви особенно чествуемой святыни, мысль моя остановилась на иконе Иверской Божией Матери, пред которою мне случилось молиться в градской Петропавловской церкви, тотчас по пришествии сей святыни из Москвы, направляемой в кафедральный Николаевский собор. Озарённый желанием приобретения иконы Иверской Божией Матери в свою приходскую церковь, я объявил моим прихожанам о нём и просил усердного их содействия к осуществлению его. После моего обращения к наместнику Лавры прп. Сергия и указания, по его распоряжению, достойного иконописца, была получена желанная икона, стоящая 200 р., поступивших из пожертвований моих пасомых, небогатых достатком. Для придания в глазах христиан особой важности и святости упомянутой иконе, я просил бывшего Преосвященнейшего Викторина освятить икону, когда Владыка прибудет к 15 августа в Тадулинский монастырь; но предполагавшаяся поездка не состоялась и освящение иконы, по распоряжению начальства, совершено архимандритом Тихоном, бывшим настоятелем Тадулинского монастыря. Молитвенное обращение моих прихожан к Царице Небесной с течением времени видимо возрастало и усердие их к украшению храма усугублялось: впоследствии на их приношения приобретён новый благолепный иконостас. Тем не менее, мысль об архиерейском служении во вверенном мне храме и молитвенном чествовании Архипастырем нашей святыни никогда не покидала меня, напротив, время от времени укреплялась и пламенела ярким светом надежда, что Господь и этой радости и веселия духовного сподобит нас.

Наконец, благодарение Богу, настал день исполнения наших желаний. Узнав, что настоятельница Тадулинского, ныне женского монастыря, игумения Аристоклия пригласила Преосвященнейшего нашего Архипастыря Антонина совершить в обители богослужение 9 мая, в день св. Николая, преимущественно чествуемого народом, – я тоже осмелился просить Владыку совершить Божественную Литургию в котовском храме в день Вознесения Господня, в который бывает в нашем храме немалое стечение богомольцев, стекающихся для поклонения Иверской иконе Царицы Небесной. Святитель, по свойственному ему мягкосердию и вниманию к просьбам каждого, изъявил на это полную готовность. С 9 на 10 мая, выслушав в обители всенощное бдение, Архипастырь наутрие отправился в Котово. На пути, при проезде через селение, Владыка был благоговейно встечаем селянами с иконами и хлебом-солью, причём Владыка, благословляя их, раздавал им крестики. Ровно в 10 часов прибыл Владыка в Котово при колокольном звоне. Народ, одетый по-праздничному, наполнявший собою большое пространство пред церковною оградою и в самой ограде, низко кланялся Владыке, очищая ему путь шествовать в церковь. После обычной встречи Владыка совершал Божественную Литургию в сослужении прот. Кудрявцева, о. благочинного, местного священника и священника яновичской церкви. При богослужении кроме прихожан присутствовали игумения Аристоклия и все местные гражданские власти. Большая часть молящихся по маловместительности храма стояла вне его, в церковной ограде и за нею. В нашем храме ставленник Образский удостоился рукоположения во священника. Во всё время принесения бескровной Жертвы лице Святителя выражало умилительное настроение духа и внутреннее довольство, производимое благолепием, убранством храма и стройным пением хора, состоящего из монахинь Тадулинской обители. После причащения местный священник, подавая Архипастырю антидор, сказал, что хотя у него и приготовлено поучение на этот день, но после святительского проповедания, услышанного им вчера в обители, как истинно поучительного, не смеет раскрывать немощные свои уста и просил, чтобы Владыка сам благовествовал Слово Божие, поучая как его самого, так и пасомых им, ибо такое проповедание драгоценно и потому, что вообще Владыки не имеют возможности часто посещать сельские приходы и поучать народ. Добрейший Архипастырь, как бы не зная усталости от трудов своих, произнёс слово о спасительных плодах вознесения Христова и, между прочим, о том, что после вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, Он вместо себя ниспослал Духа Святаго прежде на апостолов, от них тот же Дух Святой преемственно переходил и переходит на преемников их – учителей и пастырей Церкви, а пастыри Церкви, по дарованной им благодати, сообщают Духа Святаго верующим через Таинства. А потому верующие, желая себе счастия земного и спасения вечного, посредством правой веры и благочестивой жизни должны хранить Духа Святаго в своих сердцах. Проповедь эта произнесена была Святителем самыми удобопонятными и убедительными словами.

После Литургии был совершён с иконою Иверской Божией Матери крестный ход вокруг церкви. На всех четырёх сторонах храма Владыка останавливался, произносилась просительная ектения за вся православныя христианы и окроплялся святою водою народ, сплошною массою двигавшийся по сторонам крестного хода. Перед вступлением в церковь крестный ход снова остановился, здесь было чтение Евангелия Святителем, затем произнесена сугубая ектения, а за нею Владыка громко и умилительно прочитал молитву, составленную Иверской Божией Матери; после отпуста произнесено многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Св. Синоду, Преосвященнейшему Антонину, прихожанам котовского храма и всем православным христианам.

Взошедши в церковь, Владыка разоблачился, возложил на себя мантию и с амвона начал раздавать народу крестики и брошюры религиозного содержания. Так как в котовском приходе есть много грамотных, то Владыка, выражая при этом своё удовольствие, с особенною похвалою относился к тем, которые часто посещают храм, читают и поют на клиросе, и таким вместо одной по две брошюры давал. Раздача этих священных предметов сопровождалась святительскими наставлениями: воздерживаться от пьянства, сквернословия, вести жизнь трезвую, нравственную, согласную с законом Божиим, соблюдать посты и воспитывать детей в страхе Божием. Святитель до тех пор не вышел из церкви, пока не раздал всем без изъятия крестики и брошюры.

После церковного торжества, окончившегося не раньше 2 часов пополудни, Владыка из храма до квартиры священника шествовал со славою, предшествуемый благочинным со святым крестом и сопровождаемый народом, радующимся своему счастию, что воочию видит своего Архипастыря как высшего иерарха, любвеобильного отца и мудрого учителя. Священник, как хозяин дома, со своим зятем, тоже священником, с двумя дочерями и внуками у крыльца дома встретил высокого гостя с хлебом-солью. По принятии сего Владыка взошёл в дом, совершил отпуст, снял мантию, благословил присутствующих, с похвалою отозвался о благолепии храма и с благоговейным чувством отнёсся к котовской святыне – иконе Иверской Божией Матери.

Затем последовала трапеза. Трапеза была радушная, откровенная, все обращались к Владыке как дети к отцу. В конце трапезы Владыка высказал своё удовольствие по поводу замеченного им единодушия и братского отношения между гостями, почему бы он желал бы по всей своей епархии между духовенством видеть подобное дружелюбие. Здесь гостями были большею частию священники, их жёны и дети. Лестный отзыв Владыки вызвал общий восторг и несколько раз было пропето Владыке многолетие. После трапезы дорогой гость немедленно отбыл в путь, сопровождаемый благожеланиями хозяина и всех присутствовавших.

Так совершилось духовное торжество в селе Котове 10 мая!

Мы назвали этот день священным, потому что Святитель своим присутствием возвеличил и прославил наше местное празднование. Назвали днём радостным, потому что прибытие к нам Владыки считаем событием великой важности. Наконец, назвали его днём многознаменательным, – ибо Промысл Божий судил нам своими очами видеть Святителя молящимся пред нашею святынею – иконою Иверской Божией Матери, приобретённой нами из града Москвы: – там Самодержавные наши Цари, там все русские, составляющие как бы сердце России, молятся пред Нею, а здесь на окраине мы, – верные сыны Царя и Отечества, – преклоняемся пречистому Ея Образу.

 

16 мая, 1890 года Священник Иоанн Карвецкий.

с. Котово.

 

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день