1. Флорентийская уния.
В ХI веке обрядовые и догматические различия между Римской и Константинопольской Церковью привели к расколу Вселенской христианской Церкви на Западную и Восточную. С тех пор каждая из частей некогда единого церковного организма живёт своей жизнью и развивается по своему пути, не имея между собой главного – евхаристического общения. Как известно, истинное, не искажённое учение Христа, переданное апостолами, сохранилось именно в Восточной Православной церкви. Западная церковь усвоила себе название католической, т.е. вселенской. С первых веков великого раскола делались попытки уврачевать это прискорбное разделение. Почему же до сих пор ни одно из предпринятых действий не имело успеха? Почему при слове «уния» перед нами встают картины кровавых преследований православных в Речи Посполитой в XVI-XVII вв. и погромов на Западной Украине в 90-е годы ХХ века? Проанализируем некоторые попытки примирения Церквей и попробуем разобраться, какие цели ставили и ставят перед собой Восточная и Западная стороны в деле объединения.
В 1438-1439 годах в Италии проходил Ферраро-Флорентийский собор, ставший одной из последних попыток объединения Церквей в средневековье. До этого на Западе категорически отказывались прислушаться к мнению византийской стороны и настаивали на безоговорочном принятии папских условий унии. Но затем всё же были признаны справедливыми требования греков собраться вместе для открытой дискуссии по вопросам, разделяющим христианство.
700 представителей Восточной Церкви прибыли в Феррару в марте 1438 года. Делегацию возглавляли византийский император Иоанн VIII и Константинопольский патриарх Иосиф II. Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи имели своих легатов-епископов, болгары и сербы отказались принимать участие в соборе. Московскую делегацию возглавлял митрополит Киевский и всея Руси Исидор, горячий поклонник латинского богословия, назначенный Константинополем специально для участия в соборе. Были также представители Церкви Молдовлахии и далёкой Грузии.
В состав латинской делегации входили в основном итальянские епископы и богословы. Таким образом, как указывает А. Л. Дворкин, они не представляли всю западную церковь. (1, с. 788) Возглавлял делегацию кардинал Чезарини. Папа Евгений на соборе не присутствовал, но ситуацию контролировал.
Однако византийцы, в отличие от латинян, оказались неподготовленными к серьёзной богословской дискуссии. Кроме того, двое самых видных и образованных членов делегации, Марк Евгеник, митрополит Эфесский и Виссарион, митрополит Никейский, придерживались разных позиций по вопросу объединения. Святитель Марк считал, что Рим должен отказаться от догматических нововведений, таких как Филиокве и учение о чистилище. Виссарион же был убеждён, что христианство не выживет под исламским владычеством, поэтому он легко согласился с мнением латинской стороны и, в конце концов, подписал унию. Ему также удалось убедить в правоте своего выбора многих делегатов собора, в том числе Исидора Киевского.
Положение греков осложнялось ещё и позицией императора Иоанна VIII, который хотел добиться унии любой ценой, чтобы получить от папы и от западных правителей военную помощь против турок. Император понимал, что по ряду богословских вопросов достичь единства мнений будет невозможно, поэтому он просто запретил своей делегации эти положения обсуждать. Так как же мог увенчаться успехом собор, на котором не было возможности обсуждать ключевые вопросы, разделявшие обе стороны!
Наконец для дискуссии были вынесены следующие положения:
1) учение о чистилище;
2) об исхождении Святого Духа («от Отца» или «от Отца и от Сына», т. наз. «Филиокве»);
3) о роли папы;
4) о некоторых богослужебных различиях.
Осенью 1438 года обсуждение спорных вопросов проходило в специальных комиссиях, а собственно соборные заседания начались в марте 1439 года.
Как было сказано выше, собор начал свою работу в Ферраре, но в декабре 1438 года в городе вспыхнула моровая язва, и собор был перенесён во Флоренцию. Греки оказались отрезанными от моря и летом 1439 года начали терпеть настоящие лишения. Римская курия также страдала от безденежья и перестала выдавать грекам содержание. В то же время католические епископы пытались поодиночке склонить на свою сторону греческих делегатов. Таким образом, к лету 1439 года все участники собора, как западные, так и восточные, были объяты одним стремлением: поскорее всё закончить и вернуться домой. Святитель Марк Эфесский за своё твёрдое стояние в православии и несговорчивость был, по приказу императора, помещён под стражу и не принимал участия в последних заседаниях собора. Престарелый патриарх Иосиф, решившийся подписать унию, скончался 10 июня 1439 года.
Дискуссии продолжались ещё несколько недель. Наконец 6 июля 1439 года глава латинской делегации кардинал Джулио Чезарини и митрополит Виссарион Никейский провозгласили объединение Церквей. Что же было в итоговом документе?
Православных фактически вынудили согласиться с римским учением о чистилище. Разногласия по поводу исхождения Святого Духа были устранены довольно оригинально. Византийские сторонники унии привели «убедительный» аргумент: если и греческие, и латинские отцы Церкви были вдохновлены Святым Духом, то они не могли ошибиться, они просто каждый по-своему выражали истину. По вопросу о папской власти на соборе было принято следующее решение: как преемник святого Петра, папа Римский является «первоверховным иерархом всего мира», «наместником Христа» и «главой всей Церкви». Но, как отмечает А. Л. Дворкин, византийцам «удалось протащить определённую двусмысленность в формулировку папской власти. Согласно ей, папа “руководит и управляет всей Церковью и всеми христианами” лишь “до той степени, до которой” это было установлено Вселенскими соборами… Таким образом, благодаря прославленному греческому хитроумию, концепцию папской власти, безусловно, против желания латинской делегации и самого папы Евгения, приняли с весьма значительной оговоркой». (1, с. 798). По последнему пункту дискуссии – об обрядовой стороне совершения таинств – пришли к заключению, что обрядовые различия не могут служить препятствием для единства. Греческий и латинский обряд были признаны равноценными.
Постановление собора было подписано почти всеми византийскими делегатами. Грузинская делегация покинула собор, не дождавшись окончания заседаний. Святитель Марк Эфесский, митрополит Исайя Ставропольский и греческий философ Плифон не подписали постановления. А. Л. Дворкин приводит в своих лекциях реакцию папы Римского: «По преданию, когда папа Евгений услышал, что Марк Эфесский не подписал унию, он воскликнул: “Значит, ничего не достигнуто! ”» (1, с. 799) И действительно, по возвращении домой, греческие епископы тотчас отрекались от унии и обвиняли во всём императора, который оказывал на них давление. Несомненно, давление было, но всё же свобода выбора оставалась за каждым. Доказательство тому – стойкость святителя Марка Эфесского.
Какова же была военная помощь, предоставленная Византии Западом? Папа обещал содержать в Константинополе 300 воинов и две галеры, а в случае угрозы войны с турками обязался поднять Европу на новый крестовый поход. Но ни одно из обещаний не было выполнено, поскольку, как указывалось выше, и папская казна опустела.
Такова была цена унии. Но народ не принял отступничества. Император даже не решился огласить акт унии в храме святой Софии. Печальная судьба митрополита Киевского Исидора также известна: когда он по возвращении в Москву в Успенском соборе Кремля провозгласил унию, великий князь Василий II велел бросить его в темницу. Через год ему дали возможность бежать из Москвы. Исидор вернулся в Италию, принял католичество и был возведён в ранг кардинала.
Итак, говоря об итогах Флорентийского собора, можно лишь повторить горестное восклицание папы Евгения: «Ничего не достигнуто!» Действительно, собор потерпел полное поражение, несмотря на видимое согласие греков с условиями латинян. Политические интересы возобладали над церковными. Папство стремилось утвердить свою власть над всей Церковью, византийский император любой ценой пытался сохранить былое величие Константинополя и защититься от экспансии турок. Но даже долгожданный крестовый поход, состоявшийся в 1444 году, не увенчался успехом. Христианское войско, собранное из венгров, поляков, сербов, албанцев и румынов, было наголову разбито турками при Варне.
Не пройдёт и десяти лет, как 29 мая 1453 года Константинополь падёт под ударами войск султана Мехмеда. Византийская империя прекратит своё существование.
1. Дворкин Л.А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Нижний Новгород., изд-во Христианская библиотека. – 2008. – 935 с.
Продолжение следует.
ин. Ольга (Станкевич)
>