Архивы

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Богословское содержание

Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы:

  • грехопадение Адама и его следствия,
  • вступление в Великий пост и
  • прощение ближних.

Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1-го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божией, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста — «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению».

Тема прощения ближних звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

Проповедь в Неделю сыропустную

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы стоим в самом преддверии Великого поста. Прошлая Неделя была Неделей о Страшном Суде, когда Господь каждого из нас с вами призывал к покаянию, говоря о том, что земная человеческая жизнь имеет точку начала – день рождения, и окончание – день смерти. Это неизбежный итог всего нашего земного существования. И наша дальнейшая участь зависит от того, какими мы предстанем пред Богом.

В Церкви все премудро устроено. Есть то определенное, нужное для каждого человека время, чтобы проанализировать свою прожитую жизнь, чтобы увидеть свои страсти, недостатки, грехи и побороться с ними. Это время Великого поста.

Сегодня Прощеное воскресенье, и каждый из нас будет просить друг у друга прощения. Для чего и почему? А для того, чтобы, вступив в Великий пост с миром, провести время покаяния действительно с пользой, без раздражения, без злобы без гнева, а с пользой для спасения своей души.

Святитель Иоанн Златоуст, вразумляя нас, говорит о том, что премудрый Господь все устроил для нашего спасения и нас самих сделал судьями своих грехов. Господь говорит о том, что если мы будем прощать обидчикам их согрешения, то и Он простит нам наши грехи. Все очень просто. Если мы с вами проявим милосердие, если мы с вами будем относиться друг к другу по-христиански, с любовью, с заботой, то мы можем надеяться и уповать на эту милость Божию.

В сегодняшнем Евангельском чтении есть слова о том, что, вступая в Великий пост, нужно оставить все обиды, все страсти и все грехи. Почему?

Сегодня вспоминается еще одно событие – Адамово изгнание из рая. Причиной изгнания Адама из рая стал грех. Грех лишил его возможности лицезреть Бога и пребывать с Богом. Грех произошел тогда, когда Адам нарушил заповедь о невкушении запретного плода. Не исполнив эту заповедь, Адам лишился жизни в раю.

Грех лишает каждого из нас Божией помощи и Божией благодати. И, конечно же, первая наша цель – это борьба с грехом, искоренение своих страстей и совершенствование в добродетелях Христовых.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что у каждого человека есть два крыла, с помощью которых он способен приблизиться к Богу. Первое крыло – это такие добродетели, как милосердие и любовь. А второе – это пост. Вступив в пост со злым сердцем и с грехами, невозможно достичь какого-то значимого результата. И самое важное, конечно, же, иметь любовь к Богу и друг ко другу.

Сегодня хотелось бы вспомнить одну историю. В Римской империи у одного военачальника был воин еретик, язычник. Военачальник всячески старался этого воина поддержать, помочь ему, но тот воин всегда искоса смотрел на своего начальника и однажды в сражении подло ударил его мечом в спину. Рана была серьезная, и военачальник, лежа на смертном одре, попросил, чтобы позвали этого воина. Когда тот подошел, военачальник спросил у него: “Что подвигло тебя так поступить? Я прощаю тебе этот поступок, не держу на тебя зла, но ты мне только ответь, что тебя заставило так поступить?” И этот воин-язычник сказал: “Я думал, что, убив тебя, я помогу своей вере”. Христианин воскликнул: “Что же это за вера, что же это за религия, которая говорит о том, что нужно убивать и причинять боль и, в частности, тому человеку, который относится к тебе с любовью? Моя вера гласит о том, что нужно прощать врагов”.

И действительно, наша вера основана на любви Божией по отношению к каждому из нас. И мы можем приблизиться к Богу, если будем подражать Ему в исполнении добродетелей. И, в основном, именно в любви по отношению к каждому из нас и к Богу. А Бога невозможно возлюбить, не возлюбив ближнего.

Поэтому в преддверии Великого поста оставим свои согрешения, оставим свои обиды и со смирением, с осознанием своей греховной жизни будем вступать в Великий пост, не держа ни на кого зла.

Одни люди вступают в Великий пост с радостью, поскольку они думают побороться и борются со своими грехами и страстями. Другие люди воспринимают Великий пост, как время неудобоносимое, время лишений.

Дай Бог, чтобы мы не унывали, чтобы мы не отчаивались, а время Великого поста провели с пользой. С пользой в борьбе со своими страстями и грехами, помня о том, что время покаяния очень коротко, а Царствию Небесному нет конца. Аминь».

Иерей Игорь Лысенок

 

Источники: azbyka.ru, spas-monastery.by

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день