Архивы

Святыни обители

Главными монастырскими святынями были две чудотворные иконы: образ Пресвятой Богородицы, подаренный обители князьями Огинскими, и образ Святителя Николая Чудотворца, который был перенесен в Тадулино из витебского Успенского Собора.

Икона Божией Матери Тадулинская,  написанная в 1743 году и подаренная монастырю Огинскими, близка по иконографии к Ченстоховской иконе, а также к «Скоропослушнице».

Икона Божией Матери Тадулинская. Гравюра варшавского мастера Мюлиуса. XVIII в

Как пишет А. М. Сементовский, икона «находилась за каменным престолом главного алтаря Свято-Успенского собора в обширной нише под голубым деревянным, венчанным золотой короной намётом. На этом образе Пресвятая Дева изображена в сквозной короне и с ожерельем на шее, поверх ниспадающего с головы покрывала; левой рукой Она поддерживает Младенца Иисуса, также венчанного короной. Правая рука Спасителя в благословляющем положении, а левая прижимает к груди книгу. Образ был покрыт медной позолоченной ризой, а вокруг находились 34 изображения событий земной жизни Богородицы. Эта икона прославилась чудотворениями и была особенно почитаема: в 1783 году князем Огинским была дана монастырю грамота, которой евреям, проходящим мимо церкви, предписывалось снимать с головы шапки в честь чудотворного образа Божьей Матери» (А. М. Сементовский. Тадулинский Свято-Успенский монастырь // Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. — Санкт-Петербург: 1866. – 144 с.).

В середине XVIII века варшавским мастером Мюлиусом была выполнена гравюра с этого образа. Икона исчезла, вероятно, при закрытии монастыря.

Тадулинская икона Божией Матери. Рисунок Д. Струкова.

Сохранился рисунок XIX в. работы художника Дмитрия Михайловича Струкова, на котором изображён тот самый образ Ченстоховского письма, в золотых коронах. На рисунке у Пресвятой Богородицы малиновый мафорий и голубое платье, хитон младенца Иисуса жёлтый (золото), нимб крестчатый. На фоне и нимбе – кириллические монограммы, дописанные, видимо, в православный период истории монастыря («Дмитрий Струков. Альбом рисунков. 1864–1867» под ред. О. Д. Баженовой, 2011 г.).

Среди работ Д. М. Струкова, посвящённых Витебщине, есть также рисунок под названием «Витебск. Образ в Тодулине монастыре близ города Витебска в 35 верстах» с изображением иконы Пресвятой Богородицы «София – Премудрость

Икона «София — Премудрость Божия».

Божия» . Празднование этой иконы совершается в день Рождества или Успения Богородицы, в Тадулинском монастыре оно происходило в храмовый праздник Успения. Иконография образа известна с VI века ( подробнее о нём можно прочитать здесь). Однако изображение в тадулинском образе отличается от византийско-киевского. Внизу на переднем плане в центре здесь – престол с раскрытой книгой, к которому шествуют с обеих сторон избранные святые. За ним – храм в виде аркады на семи столпах; в центральном проёме стоит Богоматерь с Младенцем на вытянутых руках. Верхнюю (основную) часть композиции представляет «Богоматерь с Младенцем» белорусской иконографии XVIII века. Спаситель благословляет открытой ладонью, в Его левой руке терновый венец, а на хитоне изображены символы Страстей. Согласно начерченному Д. М. Струковым масштабу, икона имела размеры около 1,5 × 1 м и первоначально стояла, вероятно, в одном из алтарей («Дмитрий Струков. Альбом рисунков. 1864–1867» под ред. О. Д. Баженовой, 2011 г.).

Икона Святителя Николая Чудотворца.

Икона Святителя Николая,  которую перенесли из витебского Успенского Собора при своём переселении в Тадулино в 1799 г. монахи-базилиане,  помещалась на Горнем месте в правом боковом пределе, посвящённом этому святому. На образе святитель был изображён в рост, в епископском облачении, стоящим на плиточном полу. Над головой святителя лента с надписью кириллицей: «Стлъ Хвъ Николае», а внизу латинская подпись.  Эта икона, также как и образ Божией Матери Тадулинской, была чудотворной: так, к XIX веку относится случай обнаружения уворованной церковной утвари и самих виновников воровства сразу же после совершения молебна перед образом.

Известно также, что весенний праздник Святителя Николая в Слободе отмечали особенно: народ из окрестных деревень шёл крестным ходом к монастырю; проводились большие ярмарки, куда съезжались гости из соседних губерний.

  

Источники:

Говорский К. А. Исторические сведения о монастырях Полотской епархии./ К. Говорский.

Газiн Д. Вымнянская жамчужына / Д. Газiн // Жыццё Прыдзвiння. – 1994. – 30 лiпеня. – С. 4; 30 жнiуня. – С. 3; 6 верасня. – С. 4; 10 верасня. – С. 2; 17 верасня. – С. 2.

Фотогалерея:

 

 

Случаи чудес от икон Свято-Успенского Тадулинского монастыря.

 

“Как плакала Тадулинская Божия Матерь”

В зимние холода и в летний зной в Тадулинском монастыре, как то было назначено Господом, не умолкали молитвы. Невесты Христовы просили Небо укрепить их в борьбе с мирскими искушениями, молились за своих родных, – чтобы Всевышний простил им земные грехи, за умерших, – чтобы даровал им разум, а себе просили терпения.

И вот однажды во время молитвы настоятельница подошла к Тадулинской иконе Божией Матери – хотела поцеловать святыню – и увидела, что… икона плачет. На ней выступили маленькие красные капельки. Подошли монахини и увидели тоже самое. Три дня плакала икона, и игумения сказала: “Она предупреждает нас, что-то должно случиться!”

И вправду, вскоре Наполеон пошёл войной на Россию. Началась Отечественная война 1812 г., и военные действия проходили в трёх верстах от монастыря.

 

“Как Святитель Николай исцелил больного”

Жил в деревне Тадулино один крестьянин, у которого был очень болен сын: парень не мог ходить. Вечерами после работы собиралась молодёжь, танцевала, пела. А больной Янка выйдет с палочкой на завалинку и, хоть плачь, дальше идти не может. И родителям горе: такой парень был ладный, а тут совсем занемог.

Но вот однажды в деревне появились старцы, увидели они парня и посоветовали ему как-нибудь добраться до монастыря и помолиться святителю Николаю. Бедняга послушал мудрых людей – так и поступил. И хоть до монастыря идти всего ничего – с полкилометра, больной едва одолел этот путь за день. Попросил Янка настоятеля, чтобы тот позволил ему помолиться в монастыре, и настоятель согласился.

Долго парень молился. И вот однажды ранним вечером, когда солнце  едва село, лик святого просиял необычным светом, тихий проникновенный голос сказал ему: “Ну, иди!” И случилось чудо. Янка встал, сделал один шаг, другой и… пошёл. От радости он заплакал. И чтобы отблагодарить Небо за такое чудо, принял Янка монашеский постриг и навсегда остался в монастыре.

(По материалам архива Вымнянской СШ).

 

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день