Архивы

Церковь святых Бориса и Глеба в Витебске

6 августа — память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, отличались добротой, кротостью, были воспитаны в христианском благочестии. Борис и Глеб погибли от рук своего брата Святополка. У гроба святых мучеников стали совершаться чудеса: слепые прозревали, хромые начинали ходить. Служба им была составлена вскоре после их кончины. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу.

В Витебске также была Борисоглебская церковь, и относилась она к Тадулинскому (в те годы еще мужскому) монастырю. Предлагаем Вам ознакомиться с ее историей:

Борисоглебская церковь упоминается в Инвентаре города 1552 года: «церковь светого Глеба и Бориса, ку которой земля также с давних часовъ наданая…». В документах и на картах последующих веков витебская Борисоглебская церковь более не появляется.

В середине 1860-х годов имя Бориса и Глеба носила небольшая каменная недействующая и частично разрушенная церковь на окраине города, на Песковатике, неподалёку от левого берега Западной Двины (сейчас здесь территория водозабора «Песковатик»). Храм относился к Тадулинскому монастырю. Позже в нём находился армейский склад. В 1812 году Борисоглебская церковь также служила пороховым складом наполеоновских войск. В 1870-80-х годах храм постепенно растаскивался местными жителями на кирпичи, а в июне 1888 года руины были проданы витебскому мещанину Неменову на снос за 175 рублей с указанием после сноса собрать строительный мусор и засыпать яму, где находится церковный склеп.

На планах Витебска начала XIX века, на месте, где находилась церковь, указана каменная униатская часовня св. Иосафата. На планах часовня апсидой ориентирована на север.

В 1866 году учитель рисования и чистописания Витебской гимназии А. Н. Минят на акварельном рисунке изобразил «старинную загородную церковь во имя Святых Бориса и Глеба, ныне в развалинах». Примерно, в те же годы храм написал художник и археолог Д. М. Струков, его рисунок называется «Бывшая церковь Бориса и Глеба. Витебск». Помимо живописного изображения храма, сохранился эскиз плана церкви, выполненный Струковым. На нём изображено прямоугольное с толстыми стенами строение (соотношение сторон 1:2), с полукруглой апсидой, не выделенной во внутреннем пространстве постройки. Из ориентиров на плане присутствует только берег Западной Двины. Храм размещён перпендикулярно линии берега, апсидой к реке (то есть, примерно на юго-запад). В левом нижнем углу листа нанесён незамкнутый прямоугольник с надписью — «кости».

 Историк архитектуры Ростислав Боровой в начале 1990-х годов предполагал, что храм Бориса и Глеба построен в XII—XIII веках при загородной княжеской резиденции. А в барочную часовню св. Иосафата, соответственно, был перестроен.

Предполагается, что фундаменты храма сохранились под слоем грунта на территории водозабора «Песковатик» (проспект Куйбышева, 15).

 Источник – Витебская энциклопедия.

 

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день