История Тадулинского Свято-Успенского монастыря похожа на судьбы многих православных обителей нашей страны. В советское время монастырь был закрыт, разрушены его храмы, утеряны святыни. Вторым рождением этой обители можно назвать 4 апреля 2011 года, когда Синод Белорусской православной церкви принял решение о возрождении Свято-Успенского женского монастыря в деревне Слобода Витебского района.
Наиболее значимый вклад в изучение истории Тадулинской обители внесли исследователи XIX – начала XX в. Цель работы: проанализировать дореволюционную историографию Тадулинского Успенского монастыря.
Материал и методы. Источниками послужили труды о Тадулинском монастыре дореволюционных исследователей. Применялись методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Результаты и их обсуждения. Одним из первых исследований, содержащих исторические сведения о Тадулинском Успенском монастыре, была работа археолога, историка, журналиста, издателя К.А. Говорского «Исторические сведения о монастырях Полотской епархии» (1854 г.). Автор, используя материалы монастырского архива, указал дату основания обители (1743 г.), назвал ее основателей: трокского воеводу Фаддея Огинского и его супругу Изабеллу, описал расположение монастыря. К.А. Говорский отметил, что от основания до воссоединения униатов с православными, монастырь принадлежал униатскому ордену базилиан, но в древности на этом месте существовала православная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, от которой монастырь получил свое название. Перечисляя монастырские здания, упоминал соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную в 1769 г., тёплую каменную церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского, каменный двухэтажный дом с монашескими кельями, каменный флигель для помещения служителей. В тексте присутствует единственное известное нам упоминание о существовании в Тадулинском монастыре Казанской тёплой церкви. Автором даны сведения о монастырской библиотеке, состоящей из 2087 томов сочинений на русском, латинском, польском, французском языках и архиве. Среди архивных документов им особо отмечается дарственная князя Огинского от 1743 г.; несколько документов о противостоянии православных и униатов в Витебске и убийстве архиепископа Иосафата Кунцевича; привилеи короля Августа III. К.А. Говорский также привел сведения обо всех настоятелях монастыря до середины XIX в.
В 1866 г. в «Памятной книжке Витебской губернии» была опубликована статья историка-краеведа А.М. Сементовского. Автор посетил Тадулинский монастырь в 60-е гг. XIX в. и подробно описал историю, связанную с основанием обители, внешний и внутренний вид церквей, монастырские святыни и реликвии. Он также собрал статистические сведения о состоянии тадулинских имений во время поступления их в государственное ведомство, описал современные ему материальные средства монастыря и число братии.
В начале XX в. один из основателей Витебской учёной архивной комиссии В.С. Арсеньев посетил обитель и составил очерк, в котором подробно остановился на истории имения Тадулин и Тадулинского озера, рассказал об их владельцах, а также о родословной основателя обители Тадеуша Огинского. Автор привел местное предание о существовании подземных ходов, один из которых ведёт под озеро Вымно, а другой – к месту замка Огинского. В.С. Арсеньев дал сведения о первой настоятельнице монастыря игуменье Аристоклии Маевской (у автора – Раевской), романтической истории её ухода в Полоцкий монастырь и трудах по устройству Тадулинской обители, а также некоторые биографические сведения о действующей настоятельнице – игуменье Анфисе. В тексте упоминается 3-х классное училище для девочек и низшая школа для мальчиков и девочек при монастыре.
В изданной в 1910 г. книге протоиерея Г.И. Шавельского упоминается посещение архиепископом Полоцким и Витебским Василием (Лужинским) Тадулинского монастыря в 1834 г. с целью сбора подписей о согласии вести богослужения по греко-восточному обряду (настоятель монастыря Сильвестр Буковский выдать такую подписку отказался). Автор утверждает, что при поступлении в Тадулинскую обитель монахи не принимали униатство, а оставались католиками, и приводит интересные подробности богослужебной жизни обители: использование органа, церковные песнопения на польском языке, проповеди сначала на польском, потом на славянском языках, ежедневное служение польской литии. Г.И. Шавельский называет места ссылки (другие монастыри) настоятеля и некоторых тадулинских монахов за приверженность унии.
В Полоцких Епархиальных Ведомостях (далее – ПЕВ) были опубликованы различные материалы, относящиеся к истории монастыря: статьи, обзоры, отчёты, речи, указы. Например, в № 11 ПЕВ за 1894 г. помещена статья повествовательно-описательного характера без указания автора «Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Александра, Епископа Полоцкого и Витебского, в Тадулинский женский монастырь». Статья содержит подробное описание встречи и пребывания в монастыре епископа Александра и характеристику шестилетней деятельности игуменьи Аристоклии по благоустройству обители. В № 46 ПЕВ за 1913 г. вышла статья священника О. Шостака «Воспоминания из давно прошедшаго» [10], посвящённая двадцатипятилетию преобразования мужского Тадулинского монастыря в женский. Автор живым художественным слогом повествует о процессе передачи монастырского имущества и фольварков прибывшим полоцким сёстрам с указанием имён и описанием состояния монастырских зданий.
Сведения о Тадулинском монастыре встречаются также в местных и общероссийских изданиях, носящих справочный характер и повторяющих основные факты из жизни монастыря.
Таким образом, дореволюционная историография Тадулинского монастыря характеризуется наличием трудов описательного характера, составленных на основании данных монастырского архива и личных впечатлений авторов. Публикации содержат исторические сведения о монастыре, характеристику комплекса зданий, угодий и хозяйственной жизни обители.
Л.А. Василицына