Архивы

Церковная уния (продолжение) Брестский собор 1596 года. Гонения на православных.

            После возвращения из Рима епископов Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого в феврале 1596 года началась активная подготовка к церковному собору. Причём не предполагалось никакой дискуссии с православными по поводу принятия или не принятия унии. Но на варшавском весеннем сейме земские православные делегаты во главе с князем Константином Острожским выступили против объединения с римской церковью и требовали лишить звания епископов-предателей Потея и Терлецкого. Подобные протесты шли из городов, от православного дворянства. Но в ответ король применял жёсткие репрессии, а иезуиты усилили пропаганду унии.

            На Украине разгорелось восстание под предводительством Северина Наливайко. В число повстанцев входили православные крестьяне, мещане, мелкое дворянство. Прежде всего, они защищали свою веру. Восстание было жестоко подавлено войсками гетмана Жолкевского. Руководителей повстанцев обезглавили на Замковой площади в Варшаве, а самого Наливайко сожгли живьём в июле 1596 года. [6, с.48-49]

             Церковный собор в Бресте был назначен на октябрь 1596 года. Католики, при поддержке короля, собрали представительную делегацию, в которую входили магнаты, государственные чиновники, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, католические и униатские епископы, иезуиты во главе со Скаргой. Православная делегация была выборной от всех сословий: князь Константин Острожский, воеводы, кастеляны, городские судьи, представители братств, бояре и мещане. Духовенство представляли экзархи Константинопольского и Александрийского Патриархов, архимандриты со св. Горы Афон, прибывшие для поддержки своих собратьев, епископы Перемышльский Михаил и Львовский Гедеон, 9 архимандритов с территории Речи Посполитой, приходское духовенство. «Все православные делегаты были уполномочены своими избирателями и прихожанами отвергнуть “новую веру” (унию) и сохранить верность “старым обычаям и правдам св. Восточной Церкви”, а также патриарху “Нового Рима”, т.е. Константинополя». [6, с.50-51]

            Но сторонники унии даже и не думали допустить православных к участию в соборе. 6 октября они тайно собрались в Свято-Никольской церкви, а все остальные храмы заперли, чтобы отнять у православных возможность вести совещания в церкви, согласно древним обычаям. Православные вынуждены были собраться в частном доме. Но объединение церквей под властью Рима было уже делом решённым. Брестский собор превратился в фарс. Его заседания окончились в тот же день, что и начались, 6 октября. Экзарх Константинопольского Патриарха Никифор пытался вызвать для объяснений митрополита Михаила Рогозу, но тот прислал ответ: «Что сделано, то уже сделано, и иначе быть и переделаться не может; хорошо или худо мы поступили, только мы отдались Западной Церкви» [3, с.123]

            Православный собор, пользуясь авторитетом и правами экзарха Никифора, вынес следующее решение: унию не признавать; принявших унию митрополита и епископов лишить кафедр. Было определено, что поместный собор в Бресте не имеет полномочий для того, чтобы объявлять о соединении с Римом без согласия Патриархов и всей Восточной Церкви. Протест против унии от имени православных был направлен королю.

            Но, как отмечалось выше, ставленник иезуитов, король Сигизмунд III был главным вдохновителем унии. После Брестского собора он издал грамоту, в которой подтверждал постановления униатского собора, а противников унии, т. е. православных, называл нарушителями спокойствия и государственными изменниками; экзарха Никифора и других греков объявил еретиками. Православные епископы Михаил и Гедеон были лишены кафедр.

            Королевская грамота, по сути, поддерживала гонения на православных. Патриарший экзарх Никифор был оклеветан как турецкий шпион, арестован и уморен голодом в тюрьме. Православные церкви и монастыри королевскими указами раздавались в награду униатским епископам. Православных священников, не желавших принимать унию и наставлявших свою паству держаться истинной веры, заключали в тюрьмы, церкви отбирали насильно. Православных мирян предавали проклятью, силой загоняли в униатские храмы. С особой жестокостью действовал Ипатий Потей. Он издевался над православными священниками, приказывал брить им бороды, отбирал приходы, а тех, кто стойко держался православия, сдавал светским властям на расправу. Православным запрещалось занимать государственные должности, они не могли спокойно торговать и заниматься ремеслом. Священников лишили права совершать не только богослужения, но и таинства и требы.

Протоиерей Константин Зноско описывает бесчинства студентов Виленской иезуитской академии в Великую субботу и на Пасху в Свято-Троицкой православной церкви. Ксёндз с толпой студентов (около 50 человек) ворвались в алтарь, сбросили с престола крест и Евангелие, потом выбежали на середину храма, схватили  Плащаницу и начали с глумлением носить её по церкви. На просьбы прихожан прекратить кощунство иезуиты отвечали бранью и побоями.[3, с.128-129] Естественно, что правительство, смотревшее на православных как на государственных изменников, не принимало никаких мер в их защиту.

В 1599 году, после смерти первого униатского митрополита Михаила Рогозы, король назначил на его место Ипатия Потея.

В 1601 г. Ипатий Потей изгнал православных монахов и членов Троицкого братства из Виленского Свято-Троицкого монастыря, а в 1609 передал обитель униатам. Именно там зародился униатский монашеский орден св. Василия Великого (василиане или, в западной транскрипции, базилиане). Активным помощником Потея стал Иосиф Вельямин Рутский, получивший образование в Риме. Он принял постриг в Виленском монастыре и вскоре был назначен архимандритом.

Виленское православное братство обосновалось при церкви Святого Духа и стало называться Свято-Духовским. Братство продолжало активно сопротивляться насаждению унии.

Продолжение следует.

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день