Архивы

Неделя мясопустная, о Страшном суде

Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром.

Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих — ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться еще в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрел он с началом проповеди Христа. «Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» (Ин 3,19).

Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк 21,25), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем… и поклонились Зверю, говоря: кто подобен Зверю сему?»). Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ (Откр 8,7 ел.; 13, 1 ел.). Зверь ведет войну со святыми и «побеждает их». Все кричат:«мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю…

Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далекие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком.

Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает все более ожесточенный характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури — предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

* * *

«Неделю о Страшном Суде» называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с Масленицей, языческим праздником проводов зимы. До принятия христианства он сопровождался не только безобидными играми, обрядами и пирами, но и человеческими жертвоприношениями. Поэтому суровый голос Церкви, возвещая о Суде, звал к покаянию, предостерегал от рецидивов язычества, которое тайно присутствовало в народном сознании.

Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как «заговенье», то есть праздничную трапезу накануне Поста.

Проповедь в неделю о Страшном Суде

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы вступаем в последнюю неделю приготовляющую нас к Великому Посту! Неделя, которая называется мясопустной или неделей о Страшном суде. В этот период по уставу предполагается отказаться от вкушения мяса. Но дозволяется вкушать молочные продукты, рыбу, яйца. Неделя сплошная и не имеет поста в среду и пятницу. В народе эту неделю прозвали Масленицей.

Когда же, кем и по какому случаю установлена мясопустная неделя? В 614 году по Р. Х. персидский царь Хозрой завоевал Иерусалим и вместе с другими сокровищами взял из иерусалимского храма животворящий Крест Христов. Греческий император Ираклий, желая возвратить великую святыню, обратился к христианам, чтобы все с усердием просили Бога, даровать ему победу над врагом и повелел не вкушать мяса во всю неделю перед Великим Постом. На протяжении семи лет христиане соблюдали повеление императора.
Греческий император Ираклий победил персов и вернул Крест Христов в Иерусалим.

В воспоминание указанного события святые отцы Церкви установили совершать такой пост навсегда. Т.е. воздерживаться от мяса в последнюю неделю перед Постом. Это то, что мы знаем из истории установления мясопустной недели.

Конечно, помимо воспоминания исторического события, имеет место быть практический и нравственный смысл такого ограничения. Церковь постепенно вводит нас в период Поста. Святая Церковь заботится о нашем не только духовном, но и о телесном состоянии. Она готовит нас духовно при помощи богослужебных текстов, начиная с недели мытаря и фарисея, а физически мы начинаем готовиться с недели мясопустной.

Главное на что мы должны обратить сегодня своё внимание это Евангельское чтение. Сегодня святая Церковь напоминает нам слова Христа о тех, кто получит оправдание на Суде и о тех, кто получит осуждение и услышит: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный (Мф. 25:41).
Господь наставляет нас через Святое Евангелие к постоянному доброделанию через помощь ближнему. И даже больше того, Господь говорит, что сделав добро и протянув руку помощи ближнему, мы делаем добро Ему Самому и напротив отвергнув кого-то, мы отвергаем тоже Его!

Совершая дела милосердия, мы должны видеть в ближнем Господа и тогда у нас не будет повода гордиться делами или совершать их ради какой-либо собственной выгоды.

Нынешнее Евангельское чтение разрушает представление о том, что попасть по левую сторону от Христа и наследовать осуждение, можно лишь только совершая тяжкие грехи. Евангельское чтение напоминает нам, что наследовать осуждение можно не только совершая грех, но и не совершая добрых дел!
Не протянув руку помощи, не посетив больного или сидящего в темнице, не накормив голодного мы подвергаем себя осуждению от Бога!
Будем любить Христа Спасителя нашего, соблюдая Его заповеди и избегая греха и равнозначно будем помнить о Его наставлении в постоянном совершении дел милосердия.
Аминь!

23 февраля 2020 года священник Георгий Фирсов

Источник:predanie.ru ,hram-veshnjaki.ru

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день