Архивы

Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим

Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи) — это великий двунадесятый праздник, в который воспоминается торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Вербное воскресенье также называется Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово…», а читается сразу 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим торжество победы жизни над смертью (воскресенье). С вечерни в Вербное воскресенье отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш…» и далее.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.

О Входе Спасителя в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Господь за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Христа за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников. Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Беседа на Вход Господень в Иерусалим

Святитель Иоанн Златоуст

И раньше часто Иисус Христос ходил во Иерусалим, но никогда — с такой славой. Почему же так? Потому что тогда Сам Он не был столь известен и время страданий Его еще не было столь близко. Он жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал Себя: иначе Его явление не было бы столь удивительным, а в иудеях возбудило бы большой гнев. По мере того, как Он показывал уже много раз Свою силу и Крест уже был при дверях, Он прославлялся более и более, и творил чудеса с большей известностью, и делал все, что могло воспламенить веру их. Конечно, это возможно было и с самого начала, но было бы не нужно и безполезно.

А ты поразмысли со мною, сколько же здесь сотворено чудес и сколько исполнилось пророчеств? Иисус Христос сказал: обрящете осля — и тут же предрек, что никто не будет препятствовать, но лишь услышат — замолчат. То, что Он незнакомых Ему и не видавших Его просит отдать свою собственность, а те не противоречат, служило немалым обвинением против иудеев, которые, быв свидетелями стольких чудес, Им совершенных даже через учеников Его, не верили Ему.

В самом деле, это немаловажно. Что заставило бедных людей, может быть, земледельцев, добровольно отдать свою собственность? Отдать без всяких распросов; или, спросив, замолчать и уступить… Если они ничего не сказали, когда уводили их скот, или, если и сказали что-либо, но, услышав, что Господь его требует, уступили без всякого противоречия,— то и другое равно удивительно. Тем более, что они видели не Его Самого, а только учеников. Этим Иисус Христос дает разуметь, что Он вполне мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его; мог сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны, Он научает и учеников безотказно жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже самой душой, ибо, если незнакомые Ему повиновались Его требованию, тем более так должны поступать ученики.

Далее. Иисус Христос исполнил здесь двоякое пророчество: пророчество дел, когда воссел на осля, и пророчество словесное — слова пророка Захарии, который предрек, что Царь будет сидеть на осляти. Воссев же на осля, Он не только исполнил это пророчество, но и прообразовал Своими действиями будущее, то есть дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил этим призвание нечистых язычников — что Он в них почиет, что они придут к Нему и за Ним последуют. Таким образом, пророчество следовало за пророчеством.

Впрочем, Иисус Христос, по моему мнению, не только по этой причине благоволил воссесть на осля, но и для того, чтобы подать нам правило жизни. Ибо Он не только исполнял пророчества и насаждал учение истины, но тем самым исправлял и нашу жизнь, везде поставляя нам за правило удовлетворять только крайним нуждам. Такое исправление нашей жизни Он везде имел в виду. Так, когда благоволил родиться на земле, то не искал ни богато убранного дома, ни матери богатой и знаменитой, но избрал бедную, которая обручена была древоделателю; и родился в вертепе, и положен был в яслях. Избирая учеников, также избрал не ораторов и мудрецов, не богатых и славных, но и между бедными — самых бедных и нимало не знаменитых. Когда поставлял трапезу, то либо предлагал хлеб ячменный, либо к тому времени повелевал ученикам покупать на рынке; вместо ложа употреблял траву; одеяние носил бедное, не отличающееся даже от одеяния людей низкого класса; дома и вовсе не имел; если нужно было переходить с одного места на другое, то ходил пеший, так что иногда и утомлялся: когда садился, не искал ни стула, ни мягкого возглавия, но сидел на голой земле, иногда на горе, иногда при источнике, порою в одиночестве. Разговаривал даже и с самарянкой.

Также полагал меру и для самой печали: когда приходилось плакать, плакал тихо.

Повсюду, как я сказал, поставлял правила и границы, до которых позволительно доходить, но далее которых не должно идти.

Так и теперь Иисус Христос сделал ограничение, показывая, что не на конях, не на мулах надо мчаться даже в славе, но можно довольствоваться и ослом и не простираться далее необходимого.

Притом, повторяю, нельзя не видеть, как сбывается пророчество и словами, и самим делом. Какое же это пророчество? Се, Царь твой грядет тебе… кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9). Не на колеснице едет, как обыкновенно другие цари, не требует дани, не наводит Собою страха, не имеет копьеносцев, но — и здесь показывает величайшую кротость. Спроси у иудея: был ли какой-нибудь царь, который бы на осляти въезжал в Иерусалим? Он ни об одном тебе этого не скажет, как только о Нем.

Но Господь, как я выше сказал, Господь делал это в предзнаменование будущего. Здесь осленок означает Церковь и народ новый. Осленок был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос, соделался чистым.

Заметь, какая точность в преобразовании! Ученики отвязывают подъяремников: и иудеи и мы призваны в новоблагодатную Церковь через апостолов и введены в нее тоже через апостолов. Наша блаженная и славная участь возбудила ревность в иудеях: и осел идет позади осленка.

Действительно, после того, как Иисус Христос воцарится над язычниками, тогда и иудеи, по своей ревности, придут к Нему. Это и утверждает апостол Павел: яко ослепление от части Израилеви быстъ, дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26).

Итак, из сказанного видим, что это было пророчество. Иначе для чего же пророку так подробно говорить о возрасте осла?

Пророчество и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно, как никто не препятствовал апостолам, когда они повели животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они уловляли.

Далее. Христос садится не на нагого осленка, но на покрытого одеждой апостолов. Это потому, что апостолы, взяв осленка, и свое все отдают, как говорит Павел: аз же в сладость иждиву и иждивен буду по душах ваших (2 Кор. 12, 15).

Но обрати внимание также и на послушание осленка. Вовсе не обученный и не знавший еще узды, он не помчался быстро, но пошел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни.

Все это совершилось словом: отрешивши приведший Ми,— и безпорядочное пришло в благоустройство, и нечистое соделалось чистым.

Из книги: Иоанн Златоуст, свт. Вход Господень в Иерусалим. Слова. Поучения. Проповеди. М., 1999.

По материалам:www.eparhia-saratov.ru, kiev-stolpnik.org.ua, www.eparhia-saratov.ru

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день