Доклад епископа Гостомельского Тихона (Софийчука), викария Киевской епархии на монашеской секции V Белорусских Рождественских чтений на тему «Молитва и внутреннее делание монаха» 9-10 декабря 2019 года в Жировичском Успенском мужском монастыре.
Человек изначально был сотворен совершенным и способным к соединению с Богом. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1, 26), то есть по образу Пресвятой Троицы — тройственным. «Как в человеке есть ум, слово и дух, — говорит преподобный Григорий Синаит, — и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в этом свое по образу Божию создание»[Добротолюбие.Главы о заповедях и догматах»,31]. Образ человеку дан сразу: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), подобия же он должен достичь — подобия в целостном, гармоническом соединении трех сил души (ума, чувства и воли) по подобию взаимопроникновения в любви трех Лиц, Пресвятой Троицы — Отца и Сына, и Святого Духа, и устремлении этих трех сил души (то есть всего человека) к Богу.
Но достичь подобия только своими силами человек не может, он может стремиться к подобию, и для этого в раю ему даны были делания соответственно каждой силе души: уму — созерцание Бога и сотворенной Им твари, наречение животных (Быт. 2, 19), сердцу — возделывание рая (Быт. 2, 15), воле — заповедь о не вкушении плодов с древа познания добра и зла (Быт. 2, 16). Постепенно совершенствуясь в этих деланиях, человек должен был достичь познания Бога в Его действиях (энергиях) и затем, узнав, «яко благ Господь», всеми силами своей души в едином любовном порыве устремиться к Нему. Он должен был достичь той любви, о которой заповедал Господь Иисус Христос: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею (всеми силами души, соединенными в сердце, потому сердце ставится на первом месте), и всем разумением (ум) твоим, и всею крепостию (воля) твоею» (Мк. 12, 30: ср.: Мф. 22, 37; Лк. 10, 27). И человек был на этом пути совершенствования, в конце которого Господь дал бы ему величайший дар — быть причастником Божественного естества, дар обожения. На этом пути человек должен был познать Бога в меру своих сил и достичь «непадательного» состояния. В самом конце Господь завершил бы, если бы Адам не пал, акт творения «по подобию» (Быт. 1, 26), видя, что Адам способен принять особую благодать Святого Духа. Но грехопадением первый человек отторг себя от благодати Божией, стал ниже своего достоинства.
И только после пришествия Иисуса Христа и Его искупительного подвига акт творения «по подобию» завершается над подвижниками — людьми, идущими по тому пути внутреннего совершенствования, с которого сошли прародители. Когда они достигают внутреннего совершенства, исцеляются (делаются цельными, целомудрыми), им даруется возможность быть участниками Божественной жизни.
С нарушением заповеди происходит внутренний разлад человека, разрушается внутренняя иерархия сил души. Неправильное пользование природными дарами приводит к ниспровержению той иерархии духовных ценностей, которая установлена в премудром плане Божием о мире. Ум — «проводник и самодержец», сделан нами рабом неразумных страстей, говорит св. Григорий Палама. Вместо того, чтобы одухотворить тело, мы его сделали еще более ничтожным, чем неодушевленные тела.
«Жизнь человека первозданного в невинном состоянии характеризовалась… полнейшей гармонией в соотношении составных частей человека — тела и духа, — через подчинение потребностей тела, как слуги, высшим потребностям духа. Тело не противоборствовало духу, и человек через разумное подчинение телесных стремлений духовным жил истинной человеческой жизнью, полагая свою жизнь только в Боге и свою волю согласуя с волею Божией. Теперешнее же состояние человека характеризуется полнейшей беспорядочностью в отношении этих составных частей, и каждая из них, то есть и тело и душа, заявляя свои потребности, заявляет их, как самостоятельные и при том враждебные друг другу. Человек, добровольно уклонившийся от истинной своей жизни, по закону ума, к жизни, по закону самоволия и плоти, придал неестественное и не должное значение плотским стремлениям, и они оказывают противодействие его стремлению и желанию жить по закону богоподобного ума»[Архиепископ Федор Поздеевский, Смысл христианского подвига, с.141].
После грехопадения владычественное место ума занимает плоть: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…» (Быт. 3, 6). Ева воспринимает древо познания, прежде всего, как «хорошее для пищи», для угождения плоти. Произошло понижение высших духовных ценностей: мистическое, таинственное древо познания уравнивается с обычными деревьями. Человек стал проявлять свое господство над природой посредством животно-эгоистического и утилитарно-прагматического отношения к ней. Ева стала руководствоваться эгоизмом, сущность которого в том, что он «ставит себя целью, а других всех (и все) считает средством, так и обращается с ними» [Святитель Феофан Затворник, Толкование на Послание к Филиппийцам, с.69].
Далее, «… увидела жена, что дерево… приятно для глаз» (Быт. 3, 6) — человек начинает видеть мир совершенно иначе. Если до этого мир виделся в Боге, то теперь Еве открывается мир без Бога, мир сам по себе — «мир сей». Человек отводит взор от Творца и пленяется красотой мира. Похоть очей уже проснулась, и потому можно сказать, что «жена побеждена собственной похотью, а не злостью диавола» [Святитель Иоанн Златоуст, Творения, Т.2,кн.1,с.300].
«И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3, 6).
Есть два пути познания: первый — собирания информации, и второй — соединения. На библейском языке познать — значит соединиться. Когда Библия говорит, что Адам познал жену свою, это означает, что он соединился с ней в единую плоть. Но прежде должно произойти соединение внутреннее (духовное), а затем — физическое. Весь психофизический состав человека (ум, сердце и тело) должен участвовать в процессе познания (соединения), иначе этот процесс будет ущербным, односторонним. Так и в познании Бога, чтобы познать Его нужно все силы души направить к Нему. Бог «сотворил ее [душу] такою, чтобы сделалась из нее Ему невеста и сообщница, чтобы Он слился с нею» [Преп. Макарий Египетский, Новые духовные беседы,с.155]. Еще в древности мудрецы говорили: «подобное познается подобным». Следовательно, чтобы познать Бога — нужно уподобиться Ему. Это уподобление не внешнее только, а, главным образом, внутреннее согласование (соответствие) Ему.
«…Дает знание» (Быт. 3, 6) — если ранее говорилось о познании в смысле соединения, со-бытия с объектом познания, то теперь подразумевается знание внешнее, не целостное (не целомудрое), которое достигается одной, отдельной от других силой души (рациональной, эмоциональной или же волюнтаристской). Многие рассматривают интеллектуальную деятельность человека как самодостаточную, независимую от других сторон его души, подвижники же говорят о едином комплексном духовном процессе познания, определяемом взаимовлиянием и взаимодействием как психических (ума, чувств, воли), так и соматических сил человека.
Человек потерял целостность, а вместе с ней — и силу, теперь он познает все внешне, раздроблено. Сверхъестественное ведение ему уже больше недоступно. «Самолюбие и плотское мудрование людей, — говорит преподобный Максим Исповедник, — отторгши их друг от друга, и криво истолковав закон, рассекло единое естество (едино- естественных) на многие части, и введши в силу ныне всех обдержащее жестокосердие, таким настроением вооружило природу саму против себя (т.е. людей друг против друга). [Добротолюбие.Умозрительные Главы,101].
«Когда… три силы души, — говорит прп. Симеон Новый Богослов, — разумная, раздражительная и желательная, от простоты единого и единственного Блага, обратятся к рассмотрению и различению злых и добрых вещей, сущих здесь в мире, тогда и желание, и мысль, и чувство нераздельно устремляются к тому, что противно воле Божией»[Преп. Симеон Новый Богослов,Творения,Т.2,с.441]. Гармония духовной жизни, основывающаяся на единении его с Богом, в человеке расстроилась: «Низшие душевные силы человека, получив преобладание, вследствие ослабления духа, не сдерживаемые, не управляемые и не объединенные каким- либо принципом и силой, разбрелись в разные стороны, увеличились в своей численности и усилились в своей интенсивности» [Зарин С.М., Аскетизм по православно-христианскому учению, с.232].
«Произошел, — говорит прп. Иоанн Кассиан, — в нас такой злой и плачевный разлад, что когда умом хотим служить закону Божию и никогда не отрывать свой взор от божественного видения, однако же, покрытые плотским мраком, как бы каким законом греха, принуждены бываем отрываться от того, что признаем добром, с высоты ниспадая умом к земным помыслам и заботам, на которые осудил нас закон греха, то есть определение Божие, которому подвергся первый грешник» [преп. Иоанн Кассиан Римлянин, Писания,с.597]. Для Адама общение с Богом стало после грехопадения не радостным союзом любви, удовлетворявшим глубокие духовные запросы, а внешним мучительным обязательством, в силу признания Его могущества и владычества.
Жизнь души есть единение с Богом, как жизнь тела – единение с душой.
Жизнь цельного человека должна развиваться в том направлении, где так или иначе объединялись бы все силы его души, руководствуясь стремлениями богоподобного духа человеческого, и воля цельного человека, определяясь идеей только одного Бога, как высшего добра, развивала свою деятельность в истинном духовном направлении.
«Человеколюбивый Бог, – говорит преподобный Максим Исповедник, – для того сделался человеком, чтобы человеческое естество (т.е. всех людей), собрать к Себе, и остановить его от падкости на зло; по коей оно само на себя разделяется, и само против себя восстает, никакой не имея остановки, по причине непостоянной подвижности (изменчивости) расположения в отношении к другим». [Добротолюбие.Умозрительные Главы, 102]. «Когда человек приобретет божественные добродетели, – продолжает он, – и все силы своей души (энергии) направит к Богу, тогда над ним властвуют не страсти, а Бог, не мирское, а небесное. За счет ослабления страстей духовные силы человека укрепляются и устремляются к Богу. Три есть силы в душе, – разумная, раздражительная (энергическая) и похотная. Разумной силою ищем мы знать что благо; похотной – вожделеваем познанного блага, а раздражительной подвизаемся и боремся из-за него. Любящие Бога, стремясь этими силами к Божественной добродетели и ведению, и одной ища, другой вожделевая, третьею подвизаясь, приемлют нетленную пищу и утучняющее ум ведение Божественных вещей. [Добротолюбие.Умозрительные Главы,135].
Достичь общения с Богом возможно, прежде всего, исполнением Его заповедей. Исполняя заповеди, человек исцеляется, восстанавливает и раскрывает в себе образ Божий, «потемненный страстьми», и тем самым приближается к единению с Богом и к познанию Его, в меру, доступную ему как тварному существу. «Идущий путем истинной добродетели не иного чего причастен, как Самого Бога, — говорит св. Григорий Нисский,— потому что Он есть всесовершенная добродетель». Укрепляется человек духовно тогда, когда в подвиге умного делания соединяет все силы своей души в сердце и, по мере очищения сердца, в себе зрит Бога — «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Без подвига нельзя стяжать благодати Святого Духа, но степень нашей настроенности, нашего «подобия», определяется не количеством дел и подвигов, а исключительно милостью Божией, Его любовью и щедростью. Благодать Святого Духа может быть дана и за малое количество подвигов, как и множество подвигов, при несокрушенном сердце и недостатке внутренней чистоты, могут оказаться недостаточными для привлечения благодати. Исполнением заповедей человек восстанавливает и раскрывает находящийся в нем образ Божий, потемненный грехами, и тем самым приближается к единению с Богом и к познанию Его, в меру, доступную ему как тварному существу. Этот общий и для всех обязательный путь исполнения заповедей Господних может быть кратко выражен как любовь к Богу и ближнему.
Исихасты, в подвиге умного делания, пытаются восстановить утраченное единство, направляя разрозненные силы души внутрь себя, в сердце. И когда они достигают внутренней силы, просветления всего своего существа, то достигают единения (познания) с Богом. Увеличительное стекло, если сфокусирует солнечные лучи в одну точку, приобретает силу зажигать вещество, так и исихаст, собирая (фокусируя) в своем сердце силы своей души, направляя их к Богу, приобретает божественное просвещение, соединяется с Богом. «Исихия, — говорит свт. Григорий Палама, — есть обращение и собирание ума в себе. Особенно же… обращение к уму всех душевных сил и действие их по уму и по Богу».
Устремление к Богу всего человеческого естества, всех сил души осуществляется через молитву, ибо «молитва есть восхождение ума к Богу» [авва Евагрий, Творения.с.81]. Соединенная с внутренней деятельностью человека, со всей его жизнью, она является могучим средством внутреннего очищения и исцеления человека. Молитва зиждется на любви к Богу, стяжание ее выше приобретения отдельных добродетелей. Основная цель ее — воссоединить «раздробленного человека», или, по словам свт. Василия Великого, — «привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными средствами связывает тело, расторгнутое на многие части» [Святитель Василий Великий,Творения,Ч.5,с.360]. Естественное состояние цельного человека — это, когда три силы души — ум, чувство и воля — находятся в единстве и устремлены к Богу: ум познает Его, чувство любит Его и воля осуществляет волю Его. В этом состоит первая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Когда ум пребывает в Боге, он побуждает чувство любить Его и волю бороться против злых духов ради достижения очищения. Но грех раскалывает единство трех сил души: ум не знает Бога, чувство любит творение, а не Творца, воля испытывает муки от страстей. Итак, три силы души далеко уходят от Бога и утрачивают единство. Чувство хотело бы вернуться к Богу, но не отпускает его воля по слабости своей, или же ум по своему неверию и нелюбви к Богу. Все эти препятствия устраняются с помощью молитвы и, особенно, умной молитвы Иисусовой, которая есть «лучшее и надежнейшее средство к соединению с Господом» [Игумен Харитон, Умное делание,О молитве Иисусовой,с.113].
Сущность умной молитвы состоит в обращении и собирании ума в сердце, в обращении к уму всех душевных сил и действии их по уму и по Богу. В какой мере человек сумеет посредством молитвы соединить все силы души в сердце и удалиться от развлечения, в такой мере он достигнет внутреннего спокойствия, невозмутимости сердца и очищения ума. «Поскольку… плотские страсти зачинаются и приходят в движение от помышлений страстных, то от них надо начать и врачевание их, — говорит свт. Григорий Палама в трактате «К старице Ксении». — Ибо, как при пожаре, если желающий погасить его, станет как-нибудь пресекать пламя сверху, нисколько не успеет в деле тушения; если же отторгнет горящий материал, то пожар тотчас же стихнет. Так и в отношении к страстям: если не иссушить внутри источник помыслов молитвой и смирением, а только постом и умерщвлением тела, то безуспешна будет борьба» [Добротолюбие,Т.5,с.268].
Помыслы возбуждают страсти, поэтому для человека, прежде всего, необходимо очищение ума. В страстном состоянии ум рассеивается, блуждая около плотского и земного, около разнообразных наслаждений и страстных помыслов о них, тогда как его надо сосредоточить в себе и в Боге. Надо «собрать от вне рассеянный чувствами ум и ввести его внутрь, в самое… сердце, которое есть хранилище помыслов» [Святитель Григорий Палама. О Священнобезмолствующих. Добротолюбие,Т.5.с.268]. «И тогда ты получишь руль для управления кораблем души — рычаг, которым начнешь приводить в движение весь твой внутренний мир» [Там же с.114].
При этом душа должна освободиться не только от всего нечистого и греховного, но и вообще от всего постороннего, усложняющего и рассеивающего ее, упроститься, сосредоточиться в себе, вхождением в себя, отвлечением от каких бы то ни было образов, чувственных и умственных. Для этого лучший способ — Иисусова молитва, с помощью которой ум сводится в сердце, и рассеянный прежде человек собирается и соединяется с Богом.
Святитель Григорий Палама говорит: «по преступлении (по падении) внутренний человек обыкновенно согласуется с внешним (с внешними положениями и движениями), … кто старается ум свой обратить в себя самого, очень много содействует в сем очей своих, вместо блуждания туда и сюда, возвращение внутрь и установление в груди своей? Как, при обращении очей вовне, чрез видение вещей ум рассеивается по сим вещам: так, при возвращении очей внутрь, это движение их естественно туда же внутрь сердца повлечет и ум того, кто усиливается дать ему обратное движение, собрав отвне внутрь. … разумная сила наша в сердце не как в сосуде каком заключена, как не телесная, и не вне его есть, как соединенная с ним, но есть в сердце, как в органе своем : «не входящее в уста сквернит человека, но исходящее изо уст, то сквернит человека. От сердца бо исходят помышления» (Мф. 15, 11. 19). То же говорит и Макарий Великий: «сердце правит всем органом, и, когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные». Итак, сердце есть сокровенная храмина ума и первый плотский орган мысленной силы».
Когда ум, заключенный в молитву, обращается к самому себе (в сердце), он освобождается от внешних забот и, затем, естественно и свободно восходит к Богу. «Высшая молитва совершенных, — пишет авва Евагрий, — некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, отверстое, подобно исписанной книге, и в безгласных образах выражающее волю свою» [Добротолюбие,Т.2,с.229]. Сердце выше рассудка, именно оно надзирает над мыслями. Человек соединяется с Богом не в результате каких-то поисков вне его самого или вывода ума из тела, но через помещение ума в сердце. Ибо сердце есть место, в котором ум не только заключает свои мысли, но и рассматривает сам себя. Тогда Царствие Божие входит внутрь, и тогда только обретаются истинные молитвы, общение и приуготовление к союзу с Богом.
Сведение ума в сердце и непрестанная молитва невозможны без содействия благодати, они не могут быть достигнуты одними человеческими усилиями. И когда благодать коснется сердца человека, то «как бы некий умный свет озаряет всю (его) внутренность. Он может ясно видеть тогда, какие приходят к нему помыслы, намерения и желания, и охотно понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово… всякое же уклонение заглаждает чувством сердечного покаяния и сокрушения» [Игумен Харитон, Умное делание,О молитве Иисусовой,с.257].
Умная молитва — самый трудный, самый тесный и скорбный путь ко спасению, хотя и ведущий к высочайшим вершинам духовного совершенства. По словам свт. Григория Паламы, «труд всякой иной добродетели мал и весьма легко переносим сравнительно с этим». Умная молитва возвращает ум от внешнего и рассеивающего к Единой Святой Троице, Которая образно отпечатлена в нашей душе. «Наш ум, — говорит свт. Григорий Палама, — рассеивается, когда уклонится ко злу, которое по существу многообразно. Наш ум направляет наше вожделение к Единому и Истинному Богу, единому благому, дающему наслаждение, свободное от всякого страдания. А при расслаблении ума душевное стремление к истинной любви сбивается с верного направления, разрываемое на разные сладострастные влечения».
Собранный и очищенный молитвой ум достигает способности утонченного зрения. Ему открываются особые созерцания, которые недоступны уму, неочищенному и обремененному греховными страстями. «Как чувственное око взирает на письмо и получает из письма чувственные мысли, так и ум, когда очистится и возвратится в начальное достоинство, смотрит на Бога и от Него получает Божественные разумения. Вместо книги имеет он духа, вместо пера — разум и голос — свет же вместо чернил. Погружая разум в свет, и свет, исполняя (ум), расписывает духовные слова в чистых сердцах слушающих» [Преп. Григорий Синаит,Главы о заповедях и догматах, Добротолюбие,Т.5,с.184-185].
«Когда единое ума делается троичным, — пишет свт. Григорий Палама в «Слове о молитве», — оставаясь единым, тогда он сочетается с Богоначальной Троичной Единицей». Это троичное действие ума состоит в том, что ум, обычно направленный на внешние предметы (первое действие), возвращается в себя (второе действие) и оттуда молитвенно восходит к Богу (третье действие). «Единое же ума делается троичным, пребывая единым, в своем обращении к себе и в восхождении через себя к Богу». Оба эти действия обозначаются так же, как «свитие» (συνελεχιν) ума и его «простирание вверх», с объяснением, что «обращение ума к себе есть его хранение… а восхождение его к Богу совершается молитвенно». Находясь в этом состоянии, ум человека «достигает неизреченного» и «вкушает будущий век».
Итак, цель молитвы — соединение с Богом, все остальное — познание мира, блаженство, просвещение светом — приходят как следствие такого единения.
Соединиться с Богом, утверждает свт. Григорий Палама, «невозможно, если мы, помимо нашего очищения, не станем вне, или лучше сказать, выше нас самих, оставив все, что относится к миру чувственному, и возвысившись над мыслями, умозаключениями и всяким знанием и даже самым разумом, всецело находясь под действием умного чувства… и достигнув неведения, которое выше ведения, или, что то же, выше всякого вида… философии». Это высшее духовное состояние, когда человек отделяется от всего тварного и изменяемого и, соединяясь с Божеством, озаряется Его светом, свт. Григорий Палама называет безмолвием, или исихией. «Безмолвие, — пишет он, — есть остановка ума… забвение низших, тайное ведение высших, отложение мыслей на нечто лучшее их; это и есть истинное делание, восхождение к истинному созерцанию и видению Бога… только оно есть показатель истинно здоровой души, ибо всякая другая добродетель есть только лекарство, исцеляющее немощи души… а созерцание есть плод здоровой души… им обожается человек, не путем восхождения от разума или от видимого мира при помощи гадательной аналогии… но восхождением по безмолвию… ибо посредством его… мы неким образом прикасаемся (Божественной) блаженной и неприкосновенной природе. И, таким образом, очистившие сердца посредством священного безмолвия и смешавшиеся неизреченно со Светом, превышающим чувство и ум, видят в себе Бога, как в зеркале».
Когда человек соединен с Богом, то он в Боге видит все. «Подобно тому, — пишет свт. Григорий Палама, — как прямые линии, расходящиеся из центра, рассматриваются совершенно нераздельными в нем, так и удостоившийся быть в Боге постигает простым и нераздельным ведением все предсуществующие в Нем логосы тварных вещей».
В опыте умной молитвы подвижнику открывается «ведение словес твари»: «Когда я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет — все как будто говорило мне, что существуют для человека, все свидетельствуют любовь Божию к человеку… И я понял из сего, что называется… «ведение словес твари» и увидел способ, по коему можно разговаривать с творениями Божиими» [Откровенные рассказы странника духовному своему отцу,с.43].
О трех видах молитвы (по преподобному Симеону Новому Богослову, Добротолюбие, т.5).
«Есть три образа внимания и молитвы, — говорит преподобный Симеон Ноовый Богослов, — коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет».
Первый вид молитвы воображательный, или медитационный: «Отличительные свойства первого образа, — говорит преподобный Симеон Ноовый Богослов, — таковы: когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в душе божественные помышления, воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых, и кратко, все слышанное в Божественных Писаниях, собирает в ум свой, и рассуждает о том тогда во время молитвы, зря на небо, и подвигает тем душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет. Но при этом образе молящийся начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему. А это есть знак прелести. Такой человек, если уединиться то может исступить из ума. Но если и случится, что не исступит он из ума, все же невозможно ему будет стяжать добродетели или бесстрастие. На этом пути прельщаются и те, которые видят свет телесными очами, обоняют благовония, слышат гласы и подобное. Некоторые из таких взбесновались и в безумии ходят с места на место».
Второй вид молитвы головной, т.е. совершаемый в голове: «Второй образ есть такой, – когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мiра сего, – и то исследует помыслы свои, то вникает в слова читаемой молитвы, то возвращает назад помыслы свои, если они, быв пленены дьяволом, унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого, если был возобладан и побежден какой-либо страстью. Отличительная черта этого делания та, что оно происходит в голове: мысли с мыслями борются. Имея такой подвиг и такую брань с самим собой, не может он мирствовать в себе никогда, и не находит времени заняться деланием добродетелей, чтоб получить и венец правды. Такой человек подобен ведущему брань с врагами своими ночью в темноте, который слышит голоса врагов своих и принимает удары от них, но не может ясно видеть, кто они такие, откуда пришли, как и для чего бьют его. Потому что сам он пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он и не видит их, так как не внимает сердцу. Тьма, которая в уме его, и буря, какую имеет он в помыслах своих, причиняют ему этот ущерб (т.е. не дают ему видеть это), и нет ему возможности ускользать от врагов своих демонов, чтоб они не поражали его. Тщетно подъемлет он труд, несчастный, и даже совсем теряет мзду свою, если при этом, и сам не замечая того, возобладан бывает тщеславием, воображая, что надлежаще внимает себе.
В гордости своей презирает он других и осуждает их, а себя самого хвалит, мечтая при сем, что достоин быть пастырем словесных овец». Этот образ молитвы «лучше первого, как лучше ночь лунная ночи темной, в которую не светит луна».
Третий вид молитвы – сердечный, когда ум сходит вниманием в сердце и там нерассеяно творит молитву Иисусову: « быть в сердце – отличительная черта сего третьего образа молитвы, да хранит сердце в то время, когда молится, и внутрь его да вращается неотходно, и оттуда, из глубины сердца да воссылает молитвы к Богу… Когда же, наконец, ум там, внутрь сердца, вкусит и чувством ощутит, яко благ Господь, и усладится тем (наш труд; вкушение же сие есть действо благодати, в смиренном сердце); тогда не захочет уж он отдаляться от места сердечного (тогда скажет и он те слова, какие сказал Ап. Петр: «добро нам зде быти»)… и всегда уже будет взирать туда внутрь сердца и там неисходно вращаться, отгоняя все помыслы.
Это делание некоторые из отцов назвали сердечным безмолвием; другие назвали его вниманием; иные – трезвением и противоречием (помыслам), иные еще рассмотрением помыслов и хранением ума. Они все в нем преимущественно упражнялись, и им сподобились получить божественные дарования. Стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце). Там имей ум свой, стараясь всячески обрести место, где сердце, чтоб, обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца. Это случится, когда благодать даст сладость и теплоту молитвенную. С этого же момента и потом, с какой бы стороны ни возник и ни показался какой-либо помысел, прежде чем войдет он внутрь и помыслится, или вообразится, ум тотчас прогоняет его оттуда и уничтожает именем Иисусовым, т.е. Господи Иисусе Христе,помилуй мя! …Бог одного от нас требует, – того, чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимания. А затем будет, по слову Апостола: «если корень свят, то явно святы и ветви и плод» (Рим. 11, 16).
Желая построить дом, мы прежде возлагаем не кровлю, а после полагаем основание, потому что так нельзя, но прежде кладем основание, потом строим дом, и тогда уже возлагаем кровлю: так надлежит нам поступать и в отношении к духовному: прежде положим основание, т.е. станем хранить сердце и изгоним из него страсти, потом построим духовный дом, т.е. прогоним мятеж, воздвигаемый в нас злыми духами посредством внешних чувств и навыкнем пресекать эту брань, как можно скорее, и тогда же возложим и кровлю, т.е. совершенное отрешение от всего, чтоб всецело предаться Богу, – и тем закончим духовный дом свой во Христе Боге».[Добротолюбие,Т.5]
Авва Агафон говорил: «человек подобен дереву: телесный труд – листья, а хранение сердца – плод. Поелику же, по Писанию, «всякое древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф. 3, 10), то очевидно, что мы должны все попечение иметь о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем для нас потребно и лиственное прикрытие и благоукрашение, т.е. телесный труд».
Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы говорят: «… желающий разумно трезвенствовать, пусть, сошедши внутрь сердца, непрестанно понуждает себя молиться чисто и непарительно, одним внимая словам молитвы и в них углубляясь, именно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» дотоле, пока ум просветится в сердце, как говорит св. Диадох: «которые сие святое и преславное имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут, наконец, увидеть и свет ума своего» (Добротолюбие,Т.5,гл. 59)».
Святитель Григорий Палама в трактате «О священно-безмолствующих» говорит: «…те, кои возжелали сами себе принадлежать и воистину по внутреннему человеку быть
монахами, вводили ум внутрь тела и держали его там. Да и самых новоначальных не неуместно научать, чтоб внимали себе и навыкали вводить ум свой внутрь Так как у тех, кои недавно вступили в подвиг сей, ум, и будучи собираем внутрь, часто внутрь».
Преподобный Макарий Великий учит:«Главнейшее дело подвижника в том состоит, чтобы, вошедши в свое сердце, сотворить там брань с сатаной и возненавидеть его, ипротивоборствуя помыслам его, воевать с ним».
«Внимание, – говорит Никифор Уединенник, – некоторые из святых называли блюдение ума, иные – хранением сердца, иные – трезвением, иные – мысленным безмолвием, а иные – еще иначе как. Но все сии наименования одно и тоже означают; как о хлебе говорят – укруг, ломоть, кусок, так и о сем разумей…Внимание есть признак искреннего покаяния…Внимание есть пресечение помыслов, памяти же Божией палата и сокровищница терпения всего находящего. Внимание потому есть веры, надежды и любви виновница…Это величайшее из великих делание делается достоянием многих или всех наипаче чрез научение. Редкие ненаученно получают его от Бога, по своему нуждническому труду и по теплоте веры; но что редко бывает, то не закон».
Пересматривая при подготовке к конференции святых отцов и прошлый опыт я тезисно хочу изложить некоторые практические советы святых отцов желающим заниматься молитвой Иисусовой:
- Старец Кирилл(Павлов) говорил: «Иисусова молитва должна быть со вниманием и с полным сосредоточением ума. Собери его со всем тщанием в самом себе, не давай ему шататься туда-сюда, ибо он постоянно норовит убежать в мир. Сиди на низкой скамеечке, не сутулься, дыши тихо и ровно, оставь все заботы и попечения о мирских делах и даже о монастырских. Если чувствуешь усталость, можешь стоять на коленях, опершись локтями на стул или табурет, но дело не в этом. А с великой мольбой сердечной говори в себе, то есть мысленно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Если будешь соблюдать это правило, не оставляя его и не делая больших перерывов, к тебе непременно придет милость Божия и ты стяжешь дух мирен, дух благодати. Так заповедали молиться Глинские старцы…».
-Жизнь должна проходить по закону Евангельскому – по совести в послушании Церкви.
-Необходимо руководствоваться опытным непрелестным духовником и взять у него благословение на творение умной молитвы: «Невозможно, – говорит преподобный Григорий Синаит, – кому-либо самому научится художеству добродетелей, хотя некоторые пользовались своим опытом, как учителем»(Добротолюбие,Т.5,15).
-Молитву не развлечённую дает только Бог, когда обретет чистое и смиренное сердце. Потому нужно искать в покаянном чувстве прежде всего Бога, а не благодатных состояний или переживаний – молитва и другие духовные дарования придут сами собой, в свое время, когда благоволит Бог. «Что от Бога, то само собою приходит, – говорит преп. Исаак Сирин, – тогда как ты и времени того не знаешь».
-Все внешние приемы, такие как соединение молитвы с биением сердца или с дыханием и другие – это технические приемы, старец Кирилл не благословлял их применять, больше нужно обращать внимание на покаянное чувство.
-Начало премудрости страх Божий, который постепенно переходит в искреннюю горячую любовь к Богу: «отдай все свое внимание возлюбленному Христу, – говорил старец Кирилл, – чтобы возлюбить Его всем сердцем, всею душею, всем разумением своим и всеми помышлениями своими!».
Мне очень близок пример который привел старец Порфирий Афинский: как-то к нему пришел монах и просил дать совет как творить Иисусову молитву. Старец привел ему следующий пример: он сказал, что к нему пришла студентка и не может забыть молодого человека, которого однажды увидела. Я сказал, чтобы она выбросила его из головы. Через некоторое время она опять пришла и говорит, что не может его забыть. Я сказал ей: «тебе нужно учиться, забудь его – это пройдет». Через месяц она приходит и говорит: «я не могу без него жить и я иду его искать».
Без всецелой и нераздельной любви к Богу не может быть внимательной молитвы.
-Необходима печаль по Богу, или как учит преподобный Силуан Афонский – скучание по Богу.
-Для внимательной молитвы необходимо уединение, которое при современном ритме жизни найти почти невозможно. Нам нужно учиться молиться в том месте где нам определил быть Бог и, как учит Господь: найти уединенное место во внутренней клети и молиться там тайно. Блаженнийший Онуфрий митрополит Киевский и всея Украины по этому поводу говорит, что молитву нужно “запихивать” в каждую щелочку, т.е. молиться где есть только возможность. Христа ради юродивый Андрей учился молился на входе в храм, где его все толкали и говорил, что если он там научится молиться, то сможет молиться в любом месте.
-Часто задавать вопрос: чем живет наше сердце, кого или что оно любит? А что в нашем сердце живет – то проявляется во время молитвы в помыслах.
-Нужно посвящать молитве Иисусовой определенное время –лучше раньше лечь спать и раньше на час или больше встать и посвятить его молитве: «С утра говорит преподобный Григорий Синаит, – понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем, и непрестанно взывай умно и душевно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»… Когда увидишь возникновение и приступание помыслов, не засматривайся на них, хотя бы они и не были худы; но держа неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу, и скоро прогонишь помыслы и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо божественным именем сим. Так учит преподобный Иоанн Лествичник, говоря: именем Иисуса бичуй супостатов, ибо против них нет более сильного оружия, как это, ни на земле, ни на небе… ». С утра творимая молитва дает молитвенный настрой на весь день, ка пшеница брошенная на жернова сердца.
- О теплоте сердечной: когда человек начинает собирать силы души в сердце, тогда появляется сердечная теплота, но на этом не надо покоится – это естественное состояние. У меня в детстве был знакомый, который силой внимания представлял что рука его получила ожег, и при общем удивлении все наблюдали как она покраснела. Так и с теплотой – нечем превозносится при сердечной теплоте, хотя она начало собирания, исцеления, так как внутреннее делание зависит от внутренней целостности.
- Нужно использовать время Богослужения для молитвы. Представьте пришел человек в библиотеку или спортзал и вместо того чтобы читать или заниматься спортом он начинает ходить туда-сюда, разговаривать с другими людьми, отвлекаться по разным второстепенным вопросам, а другой пришел и только читает или занимается спортом, кто достигнет успехов? Так и мы, придя в Церковь не должны отвлекаться, а целенаправленно со вниманием упражняться в молитвенном делании.
Ошибка многих – все хотят получить быстрый результат, начинают заниматься умным деланием и не видя быстрого успеха, начинают охладевать и потом бросают упражнение в сердечной молитве. Но и в науке, и спорте, и других видах деятельности достигают успеха не сразу, а через года и десятилетия, постепенно стремясь к поставленной цели.
-Не принимать никаких внешних проявлений во время молитвы (голоса, запахи, свет и другое), беречься немирного разгорячения и истерических слез. Необходимо прочитать книгу “О прелести” Святителя Игнатия Брянчанинова и Добротолюбие где предупреждают о прелести.
-Необходимо читать книги об Иисусовой молитве – Святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, Добротолюбие и другие книги подвижников, которые своей святостью засвидетельствовали опыт изложенный в их книгах.
-Внутреннее делание зависит от внутренней целостности. Никифор Уединеник в Слове о трезвении и хранении сердца говорит: «стараясь в тщательном трезвении надзирать над нашей мысленной силою, ею право править и ее исправлять, каким другим способом можем мы успеть в сем, как не собрав от вне рассеянный чувствами ум, и введши его внутрь, в это самое сердце, которое есть хранилище помыслов? Итак, собрав ум свой к себе – понудь его сойти в сердце и там остаться»[Добротолюбие,Т.5,4].
Заключение.
Человеку недостаточно иметь только рациональные(умственное) знание о Боге. Для спасения необходимо целостное познание Бога, предполагающее соединение с Ним всем своим психофизическим составом – чувством(сердцем), умом(разумением) и волей (крепостью) – в нетварных Божественных энергия, т.е. благодати. В греческом языке слово Спаситель – о Сотир имеет один корень с прилагательным сос, которое имеет значение – «целый», «здравый», «неповрежденный». Господь пришел на землю именно для того, чтобы спасти мир от разделения, которое произошло из-за грехопадения первых людей. «Человеколюбивый Бог, – говорит преподобный Максим Исповедник, – для того сделался человеком, чтобы человеческое естество (т.е. всех людей), собрать к Себе, и остановить его от падкости на зло; по коей оно само на себя разделяется, и само против себя восстает, никакой не имея остановки, по причине непостоянной подвижности (изменчивости) расположения в отношении к другим. [Добротолюбие. Преп. Максиим Исповедник Умозрительные Главы.102].
Спаситель пришел на землю для исцеления человеческой природы и дал возможность соединиться Богом путем исполнения евангельских заповедей и непрестанной молитвы, которые меняют человека и делают его сос – здравым, целым, возвращая ему не только райскую неповрежденность, но и обоживают, соделывают богами по благодати.
Господь и сегодня сильно желает собрать всех нас во едино под свои крылья (Мф.23:37–38)
Место где собирает нас Господь – это наше сердце, в котором «источник жизни» (Притч.4,23), и там воссоединяет нас с Собою с помощью Иисусовой молитвы, которая сама по себе не самоцель, а самый удобный способ к единению с Богом в любви, которая и является самой главной целью нашего спасения.
Источник: Монастырский хрооонограф