Архивы

Региональный этап направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХХI Рождественских чтений прошел в Витебской епархии

2 декабря 2022 г. в Свято-Духовом женском монастыре г. Витебска состоялось собрание монашествующих Монастырского благочиния Витебской епархии и прошел региональный этап направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХХI Рождественских чтений. Работа секции под председательством благочинного игумена Нила (Подобеда) прошла плодотворно и интересно. Докладчики отразили в своих выступлениях важные аспекты современной монашеской жизни.

Игумения Илария (Болт), настоятельница Свято-Успенского Тадулинского монастыря в д. Слобода в своем выступлении на тему «Уклонись от зла и сотвори благо: Духовная брань монашествующих и вызовы современности» остановила свое внимание на первых словах известного выражения псалмопевца Давида «уклонись от зла», а также озвучила некоторые проблемы современного монашества. Первое, с чего нужно начинать духовную жизнь в монастыре, по словам докладчика, – с понимания тех трудностей, которые присущи нашему веку, эпохе, в которой мы живем. Это позволит безопасно проводить духовную жизнь. Среди основных вызовов современности начинающему монаху автор назвала не только внешние проявления (глобализация, цифровизация, деморализация и проч.), но, более, внутренние аспекты, которые уже повлияли на приходящего из мира в монастырь человека: сама психика и современное сознание, взращенное мультикультурным медийным пространством; культура впечатлений, которая отягощает преодоление монастырских искушений; чрезмерная чувствительность современного человека, которая мешает ему и в послушании, и в отношениях, и в  борьбе с помыслами,  а также некоторые другие. Резюмируя свою тему, игумения Илария пришла к выводу, что сегодня монастыри должны стать той школой для новоначальных, которая поможет им найти правильное духовное направление, не ломая психику, поможет стать на путь отсечения зла в себе с учетом проблем и особенностей современного человека.

В докладе «Даждь ми разум творити волю Твою» монах Авраам (Наумчик), насельник Богоявленского Кутеинского монастыря г. Орши предложил порассуждать о молитве, покаянии и трезвении как путях Богопознания. Ссылаясь на мнения святых отцов Церкви, автор напоминает, что цель христианской жизни – благоугождение Богу и спасение души. Так как мы, в отличие от буддистов, верим в личностного Бога, у которого есть своя воля на все происходящее, чтобы правильно вести духовную жизнь, правильно выстраивать наши личностные отношения с Богом, нам нужна правая вера, нужно понимать, что Он от нас хочет. Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва. Прп. Исаак Сирин говорит: «Молитва – причина спасения и бессмертия души». Молитва монаха неразрывно связана с покаянием. Свт. Игнатий Кавказский пишет: «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом». Покаянное настроение должно предшествовать молитве и ее одушевлять. Поэтому, если покаяние уходит на второй план, то теряется суть нахождения монашествующего в своем чине. Прп. Фаласий пишет: «Если хочешь избавиться от всех вместе страстей, восприми воздержание, любовь и молитву». Важно при молитве не искать наслаждения, видений, мечтательности, что неминуемо приводит к прелести, повреждению ума. Поэтому для правильной молитвы свт. Игнатий не раз в своих творениях заостряет внимание на необходимости соблюдать четыре условия ее совершения: внимательность, благоговение, покаяние и сокрушение. Без этого молитва не может быть настоящей. В заключении монах Араам привел цитату свт. Игнатия: «Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией, освятить этим соединением.

Тема «Ничто не должно обладать мною», раскрывающая монашеское делание как путь к духовной свободе нашла отражение в выступлениях игумении Ксении (Соколовой) и игумении Сусанны (Бойко). Настоятельница Витебского Свято-Духова монастыря, игумения Ксения (Соколова) отметила, что хоть сегодня монастыри отличаются уставами, количеством братий и сестер, внутренней аскезой и внешним распорядком, цель монашеской жизни всегда будет оставаться неизменной. Жизнь истинного монаха направлена на стяжание Духа Святаго, т.е. на разрушение внутри себя царей греха и созхидание Царствия Божия, при этом его собственные усилия прилагаются к силе Божией, по действию которой плотской человек преображается в человека духовного. Освобождаясь от своих приверженностей, навыков, страстей, «монах по имени» доходит до того, чтобы быть монахом и самим делом. Монах отрекается не только от мира, как от преграды, которая стоит на его пути к великой цели, но также и от самого себя, считая свою жизнь наибольшим даром, который можно принести Богу.

По словам игумении Сусанны (Бойко), настоятельницы Свято-Успенского монастыря г. Орши, современное секулярное общество не может воспринять монашество как путь к свободе. Мирскому человеку сложно провести знак равенства между понятием свободы и добровольным отречением от своей воли. Причина такого непонимания кроется в разнообразии смыслов термина «свобода». В православном нравственном богословии свобода нередко понимается в трех аспектах: свобода воли, внешняя свобода, духовная свобода. Свобода воли является неотъемлемым величайшим даром человеку от самого Бога. Проблема внешней свободы возникает тогда, когда воля личности осуществляется в социальной среде. А вот духовная свобода – это именно высшая цель христианина, доверяющего Евангелию. Ведь именно об этой свободе говорил Христос «… если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Духовная свобода раскрывается оп особому в монашеском делании. С момента пострига, когда желающий принять монашество дает три обета – безбрачия, послушания, нестяжания – исполняя их в повседневной жизни монах идет по пути к духовной свободе. В конце своего выступления игумения Сусанна делает акцент на том, что между монашеством и свободой не только нет какого-либо противоречия, но, напротив: монашеское делание есть один из путей к духовной свободе.

В завершение встречи прошло общее обсуждение насущных вопросов современного монашества, были подведены итоги работы секции.

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день