Архивы

Празднование памяти святителя Николая в Тадулинском монастыре

Икона Святителя Николая Чудотворца в Тадулинском монастыре. Гравюра XVIII в.

Сегодня, 19 декабря, весь православный мир празднует память одного из самых известных и любимых святых – святителя Николая Чудотворца.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, жил в Малой Азии (ныне территория Турции) в III–IV вв, он был священником, а затем и архиепископом города Миры Ликийские.

Церковное предание сохранило свидетельства многочисленных чудес, совершенных святителем, и его необычайного милосердия. Христиане верят, что Николай Угодник и сейчас оказывает помощь людям, обращающимся к нему с молитвой. Кроме того, он считается покровителем всех странствующих и всех находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах.

По церковному календарю, торжества в честь святителя совершаются дважды в году: 19 декабря – в день его кончины, и 22 мая – в память перенесения его мощей из малоазиатского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. В народе эти праздники именуются соответственно «Никола зимний» и «Никола летний».

Древний образ Святителя Чудотворца Николая, перенесенный из Витебского Успенского собора в 1799 г. являлся второй по значимости, после чудотворного образа Пресвятой Богородицы, святыней Тадулинского монастыря.

Икона эта также прославилась множеством чудодейственных явлений. Образ располагался на горнем месте правого бокового придела Успенского собора, ему же посвященного. Сохранилась гравюра Тадулинской иконы Николая Чудотворца. Святой на ней изображен со следующими сопроводительными надписями: на верху – «Святитель Христов Николай», а внизу – «Святой Николай, епископ прославленный чудесами в Витебском Воеводстве в Тадулинском базилианском монастыре» [1, с. 61–62; 2, с. 35].

Свидетельством народного почитания святителя Николая Чудотворца и его иконы, находящейся в Тадулинском монастыре, была традиция ежегодного проведения торжеств 8–9 мая. Праздничные мероприятия включали в себя как духовную составляющую – торжественные богослужения и крестный ход, так и светскую – народные гуляния, ярмарку у монастырских стен, театрализованные представления [4]. Зачастую именно на эти дни приходились приезды в монастырь епархиального начальства. По имеющимся у нас сведениям, обитель на праздник Святителя Николая в 1894 г. посещал архиепископ Полоцкий и Витебский Александр (Закис), в 1912 г. Епископ Никодим (Боков), а в 1913 г. – епископ Владимир (Путята). В эти дни управляющие епархией не только участвовали в праздничных богослужениях и вели пастырские беседы с насельницами обители и прихожанами, но и производили осмотр монастырского хозяйства, посещали духовное училище и приходскую школу. Более того, приезды епископа в Тадулинский монастырь всегда становились значимым событием и для близлежащих приходов, так как Владыка по пути следования посещал все церкви, общался с народом и осматривал храмы, делая замечания, или, напротив, выражая благодарности настоятелю и клиру. Например, в 1894 г. архиепископ Александр по пути следования посетил церкви в Бабиничах, Вымно и Котово. Выслушивал рапорты настоятелей и благочинного, общался с прихожанами, «беседовал с ними, спрашивал молитвы, раздавал крестики, осведомлялся, есть ли среди прихожан грамотные, заставлял последних читать и тут же награждал брошюрами религиозно-нравственного содержания» [3, с. 471]

Праздничный богослужебный круг включал в себя всенощное бдение и две, а иногда и три Литургии в сам день праздника, а также молебны Святителю Николаю. Например, в 1894 г. соборное вечернее богослужение архиерей совершал в сослужении 6 священников. На следующий день служилось 2 Литургии: ранняя начиналась в 6.00, а поздняя – в 9.30. После Литургии и молебна с крестным ходом управляющий епархией осматривал монастырь и находящееся при нем училище для девочек. Он беседовал с ученицами, хвалил их пение и пожертвовал на лакомства 10 руб. [3, с. 472].

Для участия в торжествах в монастырь прибывали паломники не только из Витебской губернии, но также из Могилевской, Псковской, Орловской и Смоленской. Количество присутствовавших на богослужениях в разные годы составляло от 7 до 10 тысяч. Успенская церковь не могла вместить всех желающих, и многие были вынуждены оставаться на церковной паперти [5, с. 714–719; 6, с. 499–506]

Традиционным событием престольного праздника являлся крестный ход. До нас дошло опубликованное в Полоцких Епархиальных Ведомостях подробное описание очевидцем крестного хода, состоявшегося в 1913 г.

 «Со всех окрестных церквей 8 мая двинулись крестные ходы. Местом встречи была избрана кладбищенская часовня Пышняковского прихода, недалеко от Кармелитского костела. Сюда прибыли крестные ходы из приходов: Пышняковского, Суражского, Лемницкого, Горалевского, Яновичского, Вымнянского, Котовского, Бабиничского и из Тадулинского монастыря. Возглавил шествие настоятель Маркова монастыря архимандрит Пантелеймон, который стал во главе соединенных крестных ходов. На протяжении всего пути хорами разных церквей пелись различные церковные песнопения. Во всех деревнях крестноходцев встречали с хлебом-солью и с иконами. К 6 часам вечера молящиеся прибыли в Тадулино, где были встречены местным священником и настоятельницей с сестрами обители, а также учащимися и паломниками. Около 7 часов вечера началось всенощное бдение. Большая часть богомольцев не поместилась в храме и стояла на дворе. Лития и благословение хлебов также были совершены во дворе. После окончания богослужения миссионер раздавал верующим листки религиозного содержания. На следующий день в 5 ч. утра началась ранняя Божественная Литургия. Средняя Литургия служилась в теплой церкви. Позднюю Литургию служил прибывший к этому времени архиерей в сослужении 7 священников. После службы архиерей не пошел в приготовленные для него покои и не принял участия в трапезе, приготовленной для гостей, а пошел на площадь монастырского двора, куда был приглашен и народ. Владыка сидел на стуле, народ разместился на траве по периметру двора. Вынесли большие столы, на которых расставили хлеб и огурцы. Состоялась беседа и проповедь.» [7, с. 422–425]. Это небольшой очерк, но нечто подобное совершалось ежегодно.

 

Василицына Л. А.

 

Литература и источники

  1. Сементовский, А.М. Тадулинский Свято-Успенский монастырь / А.М. Сементовский // Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. – Санкт-Петербург, 1866. – 144 с.
  2. Говорский, К.А. Исторические сведения о монастырях Полотской епархии. (книга-рукопись) / К. А. Говорский – Полоцк, 1854 г. – 77 с. ВОКМ н/а ф.12, д.9. № 57
  3.  Полоцкие Епархиальные ведомости. –1894. –№ 11. – С. 468 – 472.
  4. Газiн Д. Вымнянская жамчужына / Д. Газiн // Жыццё Прыдзвiння. – 1994. – 30 лiпеня. – С. 4; 30 жнiуня. – С. 3; 6 верасня. – С. 4; 10 верасня. – С. 2; 17 верасня. – С. 2.
  5. Полоцкие Епархиальные ведомости. – 1890. – № 16. – С. 714 – 719.
  6. Полоцкие Епархиальные ведомости. – 1912. – № 27. – С. 499 – 506.
  7. Полоцкие Епархиальные ведомости. – 1913. – № 21. – С. 422 – 425.

 

 

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день