Архивы

История монастыря

4 апреля 2011 года было принято решение Синода Белорусской Православной Церкви о восстановлении Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря.

Тадулинский монастырь Успения Пресвятой Богородицы был основан в XVIII веке как униатский  Успенский базилианский мужской монастырь и находился на южной окраине современной деревни Слобода Яновичского поселкового совета, в 1 км к северу от деревни Тадулино.

Князь Фаддей (Тадеуш) Огинский

Воевода Фаддей (Тадеуш) Огинский (1712-1783),  дедушка Михаила Огинского, творца знаменитого полонеза, основал обитель вместе с супругой Изабеллой, урожденной княгиней Радзивилл. Князь Огинский принимал активное участие в политической жизни Речи Посполитой, интересовался литературой, в 1738-1741 годах вёл свой дневник, собрал большую библиотеку, которая в 1919 году вошла в состав Центральной Государственной библиотеки в Ковно. По тем временам Огинский был довольно образованным аристократом, что не мешало ему, однако, оставаться суровым помещиком для своих холопов. Именно благодаря железной воле барина и тяжелому труду его крепостных удалось в довольно сжатые сроки построить в Слободе церковь-крепость со стенами метровой толщины, бойницами и башенками-куполами. За мощными крепостными стенами при необходимости можно было держать оборону.

В древности на этом самом месте стояла православная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, отчего и монастырь получил название Успенского. Основание монастыря относят приблизительно к 1740 году, тогда он был ещё деревянным. Строительство же каменных зданий началось позже, в начале 1770-х гг. Известно, что при возведении каменного Успенского собора князь Огинский приказал уничтожить все находившиеся до этого в старом храме иконы в деревянных рамах, «затем, чтобы и места и света в храме было больше», а в новом соборе  поместить четыре образа в позолоченных рамах: иконы святых Николая, Василия, Онуфрия и Фаддея.

В состав монастыря входили 5 фольварков: Казимирово, Пуризы, Яшковичи, Авдеевичи и Поддубье, 28 деревень и 1150 крепостных душ. Все фольварки принадлежали разным владельцам и находились друг от друга на расстоянии от 12 до 20 вёрст. При самом монастыре, на земле, составляющей его усадьбу, находилась деревня Слободка, жители которой состояли при монастыре в качестве дворовых. Князем Огинским было даровано монастырю право на свободную ловлю рыбы в Тадулинском озере. Существует предание, что Огинский, сооружая в Тадулине большую каменную церковь и устраивая при ней монастырь, имел в виду осадить на земле этого имения местечко, но, по-видимому, смерть не позволила ему осуществить это намерение.

В 1799 году, когда по высочайшему повелению императора Павла I Витебский базилианский монастырь был упразднен и передан в ведомство православного духовенства, в Тадулинском прибавилось насельников: сюда перевели монахов-базилиан. Одновременно монастырю отошли все имения базилианского Витебского монастыря, а посему и средства содержания увеличились: вместе с насельниками к Свято-Успенскому монастырю были причислены имения и различные угодья, принадлежавшие монастырю витебскому.

По всем имеющимся данным, Тадулинский монастырь во времена унии был весьма богат, и обители было отнюдь не в тягость содержание девичьей сиротской школы, находившейся при Витебском Свято-Духовом женском монастыре, хотя расходы эти были весьма значительны.

В начале XIX в. имение Тадулино перешло в род Тринтрохов, а от них путем брака к Ивановским.

После воссоединения униатов с Православной Церковью на белорусских землях в 1839 г. Тадулинский монастырь был передан православным, учреждается Свято-Успенский мужской монастырь второго класса. В 1842 г. монастырские имения, состоящие из 700 душ, были переданы в казённое ведомство; монастырь наделили достаточным количеством земли и озером. В середине XIX века здесь было всего несколько насельников, а сама обитель, по свидетельству очевидцев, находилась в плачевном состоянии. К 1888 году здесь проживало всего несколько престарелых больных монахов, а сам монастырь постепенно пришёл в упадок.

Известный историк-краевед XIX столетия Александр Максимович Сементовский, посетивший монастырь и описавший свою поездку в статье для «Памятной книжки Витебской губернии» за 1866 г., пишет об одном из найденных в 1852 году среди бумаг монастырского архива документе, написанном на польском языке. На рукописи стояла пометка «Litterae Secretae. Religio» и название «Pro abbato Monaster. Vitebsc. an 1758.»  Этот документ – копия другого, написанного в 1717 году, – был опубликован в русском переводе в 42-ом номере Витебских Губернских Ведомостей в 1858 г.  под названием «Проект об уничтожении православного и униатского вероисповеданий, равно и русской народности в русских областях, подвластных некогда Польше».

В 1888 году Указом Священного Синода монастырь был снова преобразован,  на этот раз в женскую обитель. Сюда было направлено несколько монахинь из Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря. Игуменьей была назначена Аристоклия Маевская, хорошо образованная дочь генерала Маевского. Сохранилось предание о том, что привело её в монастырь. Будучи невестой, на балу она получила известие об измене жениха: он предпочел в супруги другую. Прямо с бала оскорбленная девица уехала в Полоцкий монастырь, где лишь через несколько дней была найдена встревоженными родными и женихом, все слухи о женитьбе которого оказались выдумкой. Никакие уговоры не смогли убедить молодую девушку вернуться к мирской жизни. «Раз я переступила порог обители и отдала себя под защиту Бога, я в обители и останусь», — отвечала она. После долгих лет, проведенных в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, она была переведена настоятельницей в Тадулинский, где и подвизалась более 20 лет. Её первый приезд в Тадулино и пребывание в нём можно назвать буквально подвигом, ибо никто из её предшественниц и монахинь не хотел здесь оставаться, — так всё было запущено и неустроенно.

Игуменья Аристоклия имела дар хозяйствования, была добра, умна и старательна, а вверенные ей монахини отличались трудолюбием, что позволило при поддержке местных крестьян превратить монастырь в крепкое и зажиточное хозяйство. Заколосились его нивы, расцвели сады, на лугах появились тучные стада. Монастырь ежегодно выделял две тысячи золотых рублей женскому духовному училищу Витебска и частично обеспечивал его продуктами питания.

По инициативе игуменьи при монастыре открылись двухклассное училище для девочек с педагогическим курсом и одноклассная приходская школа для мальчиков и девочек. Сама игумения была утверждена на посту начальницы училища, а его выпускницы имели право на сдачу экстерном экзаменов на получение свидетельства учительниц сельских школ. Это одна из замечательных страниц в истории монастыря и редкое явление в Витебском уезде. За время существования училища, первый выпуск которого состоялся в 1891 году и до начала 20-х годов XX века Витебщина получила десятки хорошо подготовленных учительниц. Училище и школа, объединённые в 1920-е годы, работали как начальные общеобразовательные учреждения до 1941 года.

Успенский собор.Фотография нач. XX века

Главный – Свято-Успенский – храм Тадулинского монастыря  при постройке имел прямоугольную продолговатую форму, гонтовую двускатную крышу, две башни-колокольни и треугольный фронтон на главном фасаде. Длина храма от наружных дверей до центрального алтаря составляла 20,6 м, длина алтаря – 4,6 м. В ширину храм имел 17,4 метра.

А. М. Сементовский так писал о Свято-Успенском храме: «Успенская церковь светла и просторна; стены её раскрашены сухими красками, под мрамор; образов очень мало; кафедра с левой стороны; пол дощатый, а в главном алтаре паркетный. В небольшом числе колоколов, только один, с польской надписью, 1771 года».

Следует отметить, что десятилетие спустя после посещения Тадулина Сементовским, в 1878 г. на средства Священного Синода внутреннее униатское убранство храма было переоформлено под православное, а в следующем году изменился и его внешний вид.

Кроме главного алтаря, освящённого в честь Успения Пресвятой Богородицы и отделённого каменным иконостасом, в храме имелось ещё два придела, один из которых был освящён во имя святителя Николая Мирликийского, а название другого все исследователи дают по-разному:  Говорский – Пресвятой Девы Марии, Сементовский – святителя Василия Великого, Арсеньев – святой великомученицы Параскевы. Вероятно, оно изменялось со временем. По материалам архивных данных за 1917 г., третий предел Успенского собора был посвящён великомученице Параскеве.

Главными монастырскими святынями были две чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы, подаренная князьями Огинскими, и Святителя Николая Чудотворца, которую перенесли в Тадулино из витебского Успенского Собора. Сохранились рисунки и сведения и о ещё двух иконах Пресвятой Богородицы.

К церкви примыкал двухэтажный каменный монастырский корпус. Направо от главного входа в церковь размещался сад, налево – липовая аллея. Был при монастыре и свой огород. Кроме того, обитель обладала собственным архивом и библиотекой, в которой находились книги на русском, латинском, польском и французском языках – всего 1276 сочинений в 2087 томах. Рядом с храмом располагалась кладбище, с которого открывался прекрасный вид на озеро и имение Вымно.

Под алтарём Свято-Успенской церкви находился склеп, где в нескольких нишах стояли деревянные гробы, причём, как отмечал В. С. Арсеньев в начале прошлого века, «в одном из гробов на скелете сохранились  части одежды и сапоги».  Из замурованной двери около покоев игуменьи Аристоклии шёл подземный ход под всем церковным холмом, который она со сторожем лично обходила. Во многих местах ход был завален кирпичём. Местное предание гласит, что весь церковный холм был насыпан слугами и дружинниками Огинского по его приказу, а из монастыря было, кроме того, два подземных хода: один под озером в местечко Вымно, а другой – к замку князя. По рассказам игуменьи, между озером и холмом то появлялась, то исчезала решётка над каким-то очень глубоким колодцем. Несколько раз, желая укрепить начинающий оседать холм, пытались до него докопаться, однако все поиски были напрасны.

Кроме соборной Успенской церкви в монастыре с 1838 (по Говорскому), с 1841 года (по Сементовскому) была тёплая церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, устроенная в каменном монастырском корпусе.

В начале XX века монастырь населяли 53 монахини вместе с настоятельницей. В 1909 году после смерти игуменьи Аристоклии настоятельницей монастыря стала игуменья Анфиса (до этого она с 7-летнего возраста в течение 30 лет находилась в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре), продолжившая традиции своей предшественницы.

В 1922 году монастырь закрыли под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья.  С целью сохранения прежнего образа жизни монахини были вынуждены организовать колхоз. Однако Сурожский райисполком предложил им вернуться к родственникам либо вступить в один из ближайших колхозов. В монастырские помещения поселили детей-сирот, а  имущество монастыря отошло колхозу, организованному в деревне Слобода. Часть земель была передана колхозам других деревень. Значительное количество элементов внутреннего убранства, образов, особенно с покрытием драгоценными металлами, было вывезено властями.

Как рассказал слободчанин Александр Фёдорович Захарченко, осенью 1943 года, во время Великой Отечественной войны, на монастырском холме рядом с Успенским собором партизаны установили артиллерийские орудия и вели бой с немцами. Отстреливаясь, фашисты взорвали собор. По свидетельству жительницы деревни Рыбаки Анны Прохоровны Соколовой, люди, уже свыкшиеся с разрывами снарядов, были поражены силой того взрыва. «Вздрогнула земля и всё вокруг. Сильные волны всколыхнули воздух. Некоторое время эхо то отдалялось над озером, то поднималось снова. А когда облако осело, то мы поняли, что там случилось: исчез чудесный, величественный главный храм монастыря»…

Уцелевшие при взрыве кирпичные стены были разобраны и вывезены на постройку дороги на Яновичи. К 70-м годам ХХ века руины превратились в пустырь, но фундаменты строений сохранены.

28 августа 2011 года, в престольный для обители праздник Успения Божией Матери, на холме, где прежде находился монастырь, впервые состоялся молебен с крестным ходом, а на территории монастырского кладбища была отслужена лития по усопшим.

Местные жители очень внимательно относятся к месту, где находилась святыня: именно слободчане обнаружили в зарослях сирени на монастырском холме трехметровый надвратный крест бывшей Свято-Успенской обители, который, с помощью витебских спонсоров,  был  отреставрирован и вновь воздвигнут.  Позже были обнаружены надгробный каменный крест и памятник.

Настоятельница монахиня Илария (Болт)

Возрождение Свято-Успенского монастыря, по благословению Управляющего епархией Архиепископа Димитрия, начнётся со строительства храма святого благоверного князя Александра Невского. Настоятельницей назначена монахиня Илария (Болт), начавшая свой монашеский путь в Полоцком Спасо-Евфросиниевском и принявшая участие в строительстве глубокского женского монастыря.

 

Источники: см. здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРЬТЕ БОГУ, ДОВЕРЯЙТЕСЬ ЕГО ВСЕГДА БЛАГОЙ О НАС ВОЛЕ. И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ГРЕХА. ТОЛЬКО ОН ЛИШАЕТ НАС БОЖИЯ БЛАГОВОЛЕНИЯ И ОТДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ВРАЖЬЕГО ПРОИЗВОЛА И ТИРАНИИ.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Православный день